Мо Цзы - древнекитайский философ, политический деятель, основатель
моизма. Мо Цзы родился через пару лет после смерти Конфуция. Живя в
период Чжаньго, отмеченный распадом векового социального порядка
династии Чжоу, Мо Цзы пытался выработать новый общественно-политический
порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения. Возможно, был
сановником в царстве Сун.
Мо Цзы и его последователи отражали интересы свободных
низших слоёв китайского общества - земледельцев, ремесленников,
торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства,
обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии.
Взгляды Мо Цзы и его учеников собраны в книге «Мо Цзы»,
которая в завершённом виде сложилась к концу 3 - началу 2 вв. до н. э.
Центральной идеей учения Мо Цзы и его учеников является призыв
добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах
«всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес
конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и
«благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой
попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и
отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства
широкие слои населения. Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде»
вытекают все остальные принципы учения Мо Цзы: «почитание мудрости»,
«почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т.
д.
Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения
космического закона Мо цзы прибегал к использованию традиционных
китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать
против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые
в китайской философии Мо Цзы выдвинул категорию причины (гу), принципы
классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний
(соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей;
соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили
классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно
цельную для своего времени систему категорий логики. |