Аврелий - философ-стоик, римский император. Марк Аврелий родился в Риме
26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. С малых лет
пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился
о его воспитании и готовил к принятию высшего поста в государстве. О
жизни Марка Аврелия вплоть до 161 года практически ничего не известно.
После смерти императора Антонина Пия, приемным сыном которого он был,
Марк Аврелий в 161 был провозглашен императором. Он сразу же запросил
сенат о предоставлении равных с ним полномочий другому приемному сыну
Антонина Пия, Луцию. Это был первый случай совместного принципата в
Римской империи.
Все правление Марка Аврелия сопровождалось чередой военных конфликтов:
восстание в Британии; нападение германского племени хаттов; захват
парфянами Армении. Армению удалось отвоевать Луцию Веру, Северная
Месопотамия стала зависимой от Рима (162–166). Однако возвращавшиеся с
победой войска занесли в империю смертоносную эпидемию, которая
произвела ужасные опустошения среди населения. За мором последовали
другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения; германские племена
продолжали тревожить границы империи.
В 169 году Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным
правителем. С 170 по 174 года он находился при действующей армии на
Дунае, воюя с маркоманнами и квадами. В 175 году наместник Сирии
полководец Гай Авидий Кассий, имевший широчайшие полномочия на Востоке,
воспользовался слухами о смерти Марка Аврелия и объявил себя
императором. Мятеж был быстро подавлен, Кассий убит, однако император
был вынужден покинуть придунайские области, удовлетворившись
достигнутыми завоеваниями. На пустующие земли к северу от Дуная римляне
приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты
римских границ. Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных
рубежей империи.
Марк Аврелий в 176 году вернулся в Рим. Он тщательно следил за
действиями местной администрации, уделял много внимания реформе
законодательства и сбору налогов. Поддерживал традиционную римскую
религию как важную часть государственной системы. В 177 году Марк
Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем и вновь отправился на
дунайском рубежи. Там в 180 году Марк Аврелий внезапно умер (возможно,
от чумы). Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме.
Автор моралистического сочинения К самому себе в 12 кн., которое
представляло собой философский «дневник», состоящий из отдельных
рассуждений. Интересы Марка Аврелия сосредоточивались в области
практической этики, гносеология и, в меньшей мере, космологии. Счастье
заключено в добродетели - философском согласии со всеобщим разумом.
Нужно обратиться «к самому себе», сообразовать свое разумное начало
(которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести
«бесстрастие». Все предопределено от века, мудрец принимает судьбу как
должное и любит свой жребий. Однако философ заинтересован в обосновании
автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной
причинности, нежели природные явления: человек должен сделать себя
достойным божественной помощи. С Сенекой, Эпиктетом, а также с
христианским учением Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к
заботе о душе, к осознанию своей греховности. В обостренном личном
отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности,
выражается характерное для Поздней Стои сочетание философской спекуляции
с интимным религиозным чувством. «Радость человеку - делать то, что
человеку свойственно: благоволение к близким, презрение к порывам
чувств, размышление над убедительностью представлений, созерцание
природы целого и всего, что происходит согласно с нею» (VIII, 26). «Все
сплетено одно с другим, и священна эта связь, и почти ничего нет, что
чуждо другому. Потому что все соподчинено и упорядочено в едином
миропорядке. Мир во всем един, и бог во всем един, и природа едина, и
един закон - общий разум всех разумных существ, и одна истина» (VII, 9).
«Помысли о последнем часе. Неправо содеянное оставь там, где была
неправота». |