Elite-Home

Агриппа Неттесгеймский

На главную ║ Назад    Великие философы

Агриппа Неттесгеймский (Agrippa von Nettesheim)

 

   Агриппа Неттесгеймский - натурфилософ, богослов, гуманист эпохи Возрождения, родился 14 сентября 1486 года в Кельне (Германия). Молва обвиняла Агриппу в занятиях чернокнижием и магией, еще при жизни его ходили слухи, затем отразившиеся в легенде о докторе Фаусте, о том, что он знается с демонами, что дьявол сопровождает его повсюду, приняв образ черного пса. Вместе с тем сам Агриппа всегда подчеркнуто отмежевывался от ученых-самозванцев, колдунов и шарлатанов, претендовавших на обладание тайнодейственными силами. В своей жизни он испытал все превратности судьбы: был придворным, дипломатом, врачом, университетским профессором, даже солдатом.
   Первые познания он получил в Кельне, завершил образование в Париже около 1506 года; здесь же вместе с Шарлем де Бовелем, Симфорианом Шампье, Жерменом де Гане и другими философами-гуманистами составил некое тайное братство (sodalitium). Некоторое время он состоял секретарем императора Максимилиана I, в 1510 году был послан с дипломатической миссией в Англию, где познакомился с Джоном Колетом и его евангельскими штудиями. Находясь в Италии (1511-1518), он служил маркизу Монферратскому и герцогу Савойскому. Затем практиковал врачом в Кельне, Женеве, Лионе, пока не получил приглашение от Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов, на должность императорского историографа. После ее смерти (1530) он был посажен в брюссельскую тюрьму за долги. Найдя покровителя в лице архиепископа кельнского Германа Вида, жил в Кельне и Бонне. Однако далеко не всегда власть имущие благоволили к Агриппе; не сложились его отношения с двором императора Карла V, и философ вынужден был уехать во Францию. Но и здесь его ждали преследования и арест; освобожденный по ходатайству друзей, Агриппа поселился в Гренобле. Агриппа Неттесгеймский умер 18 февраля 1535 года в Гренобле (Франция).

   Агриппа Неттесгеймский исколесивший всю Европу. В Германии, Англии, Франции, Испании и Италии выступал как философ-алхимик и профессор иврита. В религии и философии - сомневающийся католик; выступал за реформирование церкви в духе раннего христианства с его демократизмом. Страстный приверженец иудейской каббалистики и магии, стремился соединить идеи неоплатонизма и каббалы. Ему принадлежат трактаты «О недостоверности и тщете наук» («Deincertitudineetvanitatescientiarumetartium», ок. 1526 год), «Об оккультной философии» («Deoccultaphilosophia», ок. 1510 год) - космологический труд, основанный на каббалистике, магии и идеях Пифагора, доставивший автору прижизненную репутацию великого ученого, мага и чародея. Его сочинение «Рассуждение о благородстве и превосходстве женского пола» («Declamatiodenobilitateetpraecellentiafoeminisexus», Антверпен, 1529 год), посвященное Маргарите Австрийской, считалось самой популярной апологией женского пола. Великий философ-оккультист отдает предпочтение женскому полу и доказывает, что женщины благороднее и во всех отношениях выше мужчин. Она рожает, кормит и воспитывает детей, она столь же умна, и даже более утонченна, чем мужчина; ограничивать ее деятельность просто возмутительно, «и делается это уж наверное не по велению Господа, не по необходимости и не по здравому соображению, но в силу общепринятого обычая, через воспитание, труд и в особенности через насилие и угнетение».
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru