Агриппа Неттесгеймский - натурфилософ, богослов, гуманист эпохи
Возрождения, родился 14 сентября 1486 года в Кельне (Германия). Молва
обвиняла Агриппу в занятиях чернокнижием и магией, еще при жизни его
ходили слухи, затем отразившиеся в легенде о докторе Фаусте, о том, что
он знается с демонами, что дьявол сопровождает его повсюду, приняв образ
черного пса. Вместе с тем сам Агриппа всегда подчеркнуто отмежевывался
от ученых-самозванцев, колдунов и шарлатанов, претендовавших на
обладание тайнодейственными силами. В своей жизни он испытал все
превратности судьбы: был придворным, дипломатом, врачом, университетским
профессором, даже солдатом.
Первые познания он получил в Кельне, завершил образование в Париже около
1506 года; здесь же вместе с Шарлем де Бовелем, Симфорианом Шампье,
Жерменом де Гане и другими философами-гуманистами составил некое тайное
братство (sodalitium). Некоторое время он состоял секретарем императора
Максимилиана I, в 1510 году был послан с дипломатической миссией в
Англию, где познакомился с Джоном Колетом и его евангельскими штудиями.
Находясь в Италии (1511-1518), он служил маркизу Монферратскому и
герцогу Савойскому. Затем практиковал врачом в Кельне, Женеве, Лионе,
пока не получил приглашение от Маргариты Австрийской, правительницы
Нидерландов, на должность императорского историографа. После ее смерти
(1530) он был посажен в брюссельскую тюрьму за долги. Найдя покровителя
в лице архиепископа кельнского Германа Вида, жил в Кельне и Бонне.
Однако далеко не всегда власть имущие благоволили к Агриппе; не
сложились его отношения с двором императора Карла V, и философ вынужден
был уехать во Францию. Но и здесь его ждали преследования и арест;
освобожденный по ходатайству друзей, Агриппа поселился в Гренобле.
Агриппа Неттесгеймский умер 18 февраля 1535 года в Гренобле (Франция).
Агриппа Неттесгеймский исколесивший всю Европу. В Германии, Англии,
Франции, Испании и Италии выступал как философ-алхимик и профессор
иврита. В религии и философии - сомневающийся католик; выступал за
реформирование церкви в духе раннего христианства с его демократизмом.
Страстный приверженец иудейской каббалистики и магии, стремился
соединить идеи неоплатонизма и каббалы. Ему принадлежат трактаты «О
недостоверности и тщете наук»
(«Deincertitudineetvanitatescientiarumetartium», ок. 1526 год), «Об
оккультной философии» («Deoccultaphilosophia», ок. 1510 год) -
космологический труд, основанный на каббалистике, магии и идеях
Пифагора, доставивший автору прижизненную репутацию великого ученого,
мага и чародея. Его сочинение «Рассуждение о благородстве и
превосходстве женского пола»
(«Declamatiodenobilitateetpraecellentiafoeminisexus», Антверпен, 1529
год), посвященное Маргарите Австрийской, считалось самой популярной
апологией женского пола. Великий философ-оккультист отдает предпочтение
женскому полу и доказывает, что женщины благороднее и во всех отношениях
выше мужчин. Она рожает, кормит и воспитывает детей, она столь же умна,
и даже более утонченна, чем мужчина; ограничивать ее деятельность просто
возмутительно, «и делается это уж наверное не по велению Господа, не по
необходимости и не по здравому соображению, но в силу общепринятого
обычая, через воспитание, труд и в особенности через насилие и
угнетение». |