Ламетри - французский врач и философ-материалист. Жюльен Офре де Ламетри
родился 25 декабря 1709 года в Бретани, в небольшом портовом городе
Сен-Мало. Он учился в колледжах Кутанса, Кана, затем в колледже дю
Плесси (Париж), наконец, в школе, пользовавшейся репутацией лучшего
учебного заведения страны, - в парижском колледже д'Аркур. Завершив в
восемнадцатилетнем возрасте среднее образование, он решил стать врачом.
В Париже Ламетри получил медицинское образование, считавшееся лучшим во
Франции, но сам он был невысокого мнения о полученных им знаниях. Он
полагал, что полноценным врачом можно стать, лишь познакомившись с
новейшими зарубежными медицинскими достижениями.
Центром европейской медицины был тогда Лейденский университет, где
работал выдающийся естествоиспытатель и ученый-медик Герман Бургаве,
утверждавший, что жизненные процессы можно свести к формулам и выразить
химическими терминами. Бургаве был спинозистом и атеистом. В 1733 году
Ламери отправился в университет. Возвратившись в Сен-Мало после
двухлетнего пребывания в Лейдене, Ламетри приступает к практической
работе врача и занимается научными исследованиями. За восемь лет работы
в Сен-Мало он публикует несколько своих научных работ. Особенно
интересен в научном отношении его обширный труд "Соображения
относительно практической медицины" (1743): он содержит подробное
описание 111 историй болезни главным образом его собственных пациентов.
Переехав в 1742 году в Париж, провинциальный врач Ламетри сразу получил
почетную и высокооплачиваемую должность полкового врача королевской
гвардии. Важнейшим событием описываемого периода в жизни философа
является создание и выход в свет в 1745 году его первого философского
труда - "Естественной истории души", книги, явно провозглашающей
материализм. Ламетри издает ее в качестве перевода на французский язык
сочинения, написанного вымышленным лицом - англичанином Д. Черпом. Но
эта предосторожность не помогла: имя автора становится известно.
На заседании парижского парламента обвинитель Жильбер де Вуазен заявил,
что в книге содержится умысел внушить читателям еретические
представления о душе, "сводя природу и свойства духа человеческого к
материи и подрывая основы всякой религии и всякой добродетели", и
требует публичного сожжения богопротивного произведения рукой палача. 9
июля 1746 года парламент вынес приговор, который был приведен в
исполнение 13 июля на Гревской площади. Ламетри изгнали из гвардии.
После того как палач публично предал огню книгу, ее автор с прежней
энергией продолжал обличать врачей-дельцов. В 1746-1747 годах выходят
сатира "Политика врача Макиавелли, или Путь к успеху, открытый перед
врачами" и комедия "Отомщенный факультет". Ламетри издает книгу
"Человек-машина", которая, хотя и помечена 1748 годом, фактически
поступила в продажу в августе 1747 года.
В знаменитом труде Ламетри человек действительно трактуется как машина,
хотя и достаточно сложная. "Человек настолько сложная машина, - пишет
Ламетри, - что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а
следовательно, дать точное определение". Но машина тем и отличается от
человека, что ее не надо образовывать. И если бы человек был машиной, то
образование не могло бы поменять его натуры, и он оставался бы
"образованной машиной". Хотя Ламетри сравнивает человеческое тело с
часами, он полагает, что человеческий организм продолжает действовать и
после поломки, то есть в результате заболевания. Таким образом,
"человек-машина" для Ламетри - это "человек-животное", являющееся единым
материальным существом, существом органического мира. Ламетри первым из
философов высказал мысль о возможности происхождения человека от
животных.
Анонимность издания отнюдь не спасала автора от разоблачения, и Ламетри
понимал, конечно, размеры опасности, какой он себя подвергал. Еще за
несколько месяцев до издания "Человека-машины" он в поисках убежища от
грозящих ему преследований обращается к Мопертюи, который, как и
Ламетри, был уроженцем Сен-Мало. Мопертюи был тогда президентом Прусской
академии наук и пользовался большой благосклонностью Фридриха II,
афишировавшего свое покровительство писателям, ученым, философам.
Мопертюи был не только идейно близок Ламетри, он был его другом. Для
Ламетри покровительство "северного Соломона" - прусского короля явилось
спасением. В момент, когда было ясно, что расправы ему не миновать, он
оказался вне досягаемости фанатиков. 8 февраля 1848 году берлинская
газета сообщает о прибытии "знаменитого доктора де Ламетри". Фридрих
сразу же предоставляет Ламетри должности придворного врача и своего
личного чтеца, а вскоре назначает его членом Академии наук.
Ламетри, избежавший почти верной гибели благодаря Фридриху, которому,
естественно, чувствовал себя обязанным, попав ко двору, сразу же ощутил
унизительность монарших милостей. В "Работе Пенелопы", вышедшей через
год после его приезда в Берлин, он пишет: "Честь быть приближенным
великого короля не избавляет от грустной мысли, что находишься подле
хозяина, каким бы любезным он ни был... При дворе требуется больше
услужливости и льстивости, чем философии, а я до сих пор прилежно
занимался лишь последней... и нечего, конечно, в тридцатидевятилетнем
возрасте начинать учиться низкопоклонству". Несмотря на то что врачебная
практика и обязанности королевского чтеца отнимают у философа немало
времени, из-под его пера выходят новые произведения: философские работы
"Человек-растение", "Анти-Сенека", "Опыт о свободе высказывания мнений",
"Система Эпикура", "Животные - большее, чем машины", "Человек - большее,
чем машина"; медицинские труды: "Трактат об астме", "Мемуары о
дизентерии"; сатиры - значительно расширенное издание "Работы Пенелопы"
и "Маленький человек с длинным хвостом". Все это было написано за три
года (1748-1751).
В работе "Анти-Сенека" Ламетри призывает подчиняться нашим ощущениям и
стремиться сделать их приятными. Под ощущениями, которые приятны для
нас, Ламетри имел в виду прежде всего чувства сладострастия. Он считал,
что необходимо больше думать о теле, чем о душе, и доставлять побольше
удовольствий телу. Для счастья, полагал Ламетри, не требуются ум,
знания. По словам Дидро, "Анти-Сенека" - книга, оправдывающая любые
преступления. Находя одну лишь безнравственность в книге Ламетри, Дидро
видит лишь безнравственность и в его жизни. Великий просветитель
изображает Ламетри невеждой. Аналогичным образом высказывались о нем
Гольбах, д'Аламбер и другие просветители, утверждавшие, что Ламетри дает
оружие их врагам. Вызывающий характер носят не только книги Ламетри, но
и многие его поступки. Лишь люди, с которыми Ламетри был откровенен, в
том числе Мопертюи и Вольтер , знали, насколько несправедливо было общее
мнение о нем. "Этот весельчак, слывущий человеком, который над всем
смеется, порой плачет, как ребенок, от того, что находится здесь.
Он умер в сорокадвухлетнем возрасте 11 ноября 1751 года в Берлине. Через
три недели одна из немецких газет опубликовала эпитафию, в которой
говорилось: "Здесь покоится де Ламетри, галльского происхождения; здесь
осталось все его машинное заведение. Горячку он схватил при дворе; она
его изъяла из мира, где после себя он оставил глупостей немало. Ныне,
раз распалось его машинное тело, сумеет он на покое разумный вывод
сделать. Разумный же вывод один: человек не состоит из машин". |