Кьеркегор - датский философ, протестантский теолог и писатель. Сёрен Обю
Кьеркегор родился 5 мая 1813 года в Копенгагене. Учился в средней
классической школе, в 1830 году поступил в Копенгагенский университет.
Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838 году.
Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете.
Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии
была опубликована в начале 1841 года. В конце этого года произошло
другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной
Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл
одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что
он написал, несет след этого печального опыта.
Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 года по март 1842
год) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 году он
опубликовал несколько важнейших работ: Или - Или (Enten-Eller),
Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og Baeven) и в
дополнение - девять религиозных рассуждений в трех томах, названных
Поучительные беседы (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под
псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них
взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя
автора. В 1844 году вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и
Понятие страха (Begrebet Angest), а также еще девять бесед.
Опубликованная в 1845 году книга Стадии жизненного пути (Stadier paa
Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли
еще три беседы, получившие название Мысли по поводу критических ситуаций
(Tre Taler ved tnkte Leiligheder). Самая значительная философская работа
Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, - Заключительное
ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) - вышла в
начале 1846 году. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает
разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно
последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается
движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях
Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера,
истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и
философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности
в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая
философия религии.
Нападки на Кьеркегора в копенгагенском бульварном листке в 1846 году
оказались третьим значительным внешним событием его жизни. Ответом
явились Два века (To Tidsaldre) с анализом духа современности. В
1846-1848 гг. он опубликовал несколько специфически религиозных
сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианские беседы
(Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка (Opbyggelige
Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 года были написаны Болезнь к
смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indvelse i
Christendom), К самопроверке (Til Selvprovelse), Судья себе самому
(Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа Точка
зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние
работы Кьеркегора. В начале 1854 года его внимание привлек
экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера,
произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор
пишет серию статей, направленных во имя христианства против
«христианского мира» (Hvad Christus dmmer om officiel Christendom). В
сентябре 1855 года он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена.
Умер Кьеркегор в Копенгагене 11 ноября 1855 года. |