Elite-Home

Томмазо Кампанелла

На главную ║ Назад    Великие философы

Томмазо Кампанелла (Tommaso Campanella)

 

   Кампанелла - философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Томмазо Кампанелла родился в Стило (в Калабрии, Италия) 5 сентября 1568 года. Сын сапожника, Томмазо ещё с детства проявлял необычные наклонности и способности. Согласно легенде, в детстве он был посвящён в секреты алхимии и обучен астрологии и связанным с ней дисциплинам раввином-каббалистом. В 15 лет стал монахом-доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио "О природе вещей согласно ее собственным началам" (De rerum natura iuxta propria principia, 1565), выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой "Философия, доказанная при помощи чувств" (Philosophia sensibus demonstrata, 1591). Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен; затем вновь арестован в 1593 году, но оправдан в 1596 году. В это время написал труды: "О христианской монархии" (De monarchia Christianorum, 1593); "Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков" (Dialogo politico contra Luterani, Calvinisti e altri eretici, 1595).
   Арестованный вновь в 1599 году по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 году к пожизненному заключению (провел в тюрьмах почти 27 лет), во время которого и написал главные философские работы, в частности "Защита Галилея" (Apologia pro Galileo, 1622), "Об ощущении вещей и магии" (De sensu rerum et magia, 1620), "Побежденный атеизм" (Atheismus triumphatus, 1631) и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в "Избранном" (Scelta, 1622).

   Кампанелла был освобожден в 1626 году, а в 1629 году оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634 году, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье.
   В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами - каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом.
   Политическая философия Кампанеллы в его Городе Солнца (La citta del Sole, 1602) содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти ('монархия Мессии').
   Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи по разным причинам претили людям самых различных направлений. Одних отпугивало его учение о причастности всего существующего Богу, что могло казаться прямо пантеизмом; других отталкивал его коммунизм, третьим были неприятны его религиозные верования и теократические идеалы. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.
   Кампанелла предсказал свою дату смерти - 1 июня 1639 года, во время солнечного затмения, и умер 21 мая 1639 в монастыре якобинцев в Париже за 10 дней до предсказанного дня.
   Источник: http://www.peoples.ru/.
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru