Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург,
основавший «Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и
ремёсел». Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Мать
Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой
каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени
готовил себя к духовной карьере, в 1723-28 гг. учился в лангрском
иезуитском коллеже, а в 1726 стал аббатом. В этот период он был
религиозен, часто постился и носил власяницу. В 1728 или 1729 году Дидро
прибыл в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам,
он учился там в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим - в иезуитском
коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба
этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и
янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 году он получил
магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета,
подумывал сделаться адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
В 1743 году Дени Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей
вместе с матерью полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими
женщинами. Наиболее глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой
познакомился в середине 1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до
самой смерти. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами.
В 1743-48 гг. он перевел с английского «Историю Греции» Т. Стениана,
«Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский
словарь» Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его работы,
свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости
начинающего автора: «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или прогулка
скептика» (1747, опубликована), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о
слепых в назидание зрячим» (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был
деистом, а затем убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные
сочинения Дидро послужили причиной его ареста и заключения в Венсеннский
замок (июль - октябрь 1749).
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея
перевести на французский язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А.
К. Бриассон, М. А. Давид и Дюран) после неудачного опыта с первым
главным редактором - аббатом Ж. П. Де Гуа де Мальвом - решились в 1747
году доверить свое начинание Дени Дидро и Д'Аламберу. Неизвестно, кому в
точности - Дидро, Д'Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала идея
отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и
подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал
«Энциклопедии» тот размах и полемический запал, который сделал ее
манифестом эпохи Просвещения.
В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем,
кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики
жестов и слов. В «Мыслях об объяснении природы» (1753), созданных по
образу и подобию «Нового Органона» Ф. Бэкона, Дидро с позиций
сенсуализма полемизировал с рационалистической философией Декарта,
Мальбранша и Лейбница, в частности с теорией врожденных идей, видя в
накопленных к концу 18 в. научных знаниях (открытия Бернулли, Эйлера,
Мопертюи, Д'Аламбера, Бюффона и др.), основу нового, опытного
истолкования природы.
На протяжении последующих 25 лет Д. Дидро оставался во главе разросшейся
до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) «Энциклопедии»,
которую ему удалось провести через все рифы. А их было не мало: и уже
упомянутое тюремное заключение в 1749 году, и приостановка публикации в
1752, и кризис в 1757-1759 гг., приведший к уходу Д'Аламбера и
временному запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле
Бретоном.
В 1772 первое издание «Энциклопедии» было в основном завершено; в ней
сотрудничали, помимо Дидро (он написал около 6000 статей) и Д'Аламбера,
такие гении Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме
того, статьи по конкретным разделам писали мастера и знатоки своего
дела: скульптор Э. М. Фальконе, архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н.
Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и рисовальщик Ж. Б. Папийон,
естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ. Итогом
явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях на
политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения,
похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая
организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни
статьи (точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие -
абсолютную, видя в ней гаранта всеобщего благоденствия. За подданными
признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в
обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать
бедным. Критикуя образ жизни вельмож, «Энциклопедия» признавала, однако,
необходимость социальной иерархии в обществе (статья «Роскошь» Ж. Ф. де
Сен-Ламбера). Буржуа критиковались за жадность и тягу к приобретению
должностей, а откупщики и финансисты признавались паразитической частью
третьего сословия. Желая содействовать облегчению участи простого
народа, энциклопедисты не призывали, однако, к установлению демократии
во Франции; они обращались именно к правительству, когда говорили о
необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы
с нищетой.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и
в его отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов
Дидро помещал с 1759 по 1781 год в «Литературной корреспонденции» своего
друга Ф. М. Гримма, рукописной газете, рассылавшейся по подписке
просвещенным европейским монархам и владетельным князьям. «Салоны» Дени
Дидро также не были напечатаны при его жизни; они выходили постепенно в
1795-1857 гг. и лишь в 1875-1877 гг. были впервые собраны воедино в
собрании его сочинений.
В 1773 Дени Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил
в Петербурге с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным
почетным членом Петербургской Академии наук (1773). По возвращении
написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к
европейской цивилизации. Скептические высказывания в его «Замечаниях» на
наказ Екатерины II (целиком изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины
(рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа).
Скончался Дидро 31 июля 1784 года в Париже. |