Джеймс - американский философ и психолог, один из основателей и ведущий
представитель прагматизма и функционализма. Уильям Джеймс родился в
Нью-Йорке 11 января 1842 года. Как и многие блестящие молодые люди того
времени, Джемс испытал сильное влияние материалистического детерминизма,
который казался логически необходимым выводом из научного знания.
Следствие этого учения - иллюзорность свободы воли (в любом ее понимании)
- так поразило его ум, что под угрозой оказалась не только карьера, но
сама жизнь будущего мыслителя. В это тяжелое для Джемса время, в
1869-1872 гг, он знакомится с одной из работ Шарля Ренувье, и идеи
французского философа придают ему силы, поскольку предлагают линию
поведения и мышления, возвращающую уверенность в себе, веру в реальность
своего Я и в способность индивидуума самостоятельно определять
собственную жизнь. Вся последующая работа Джемса в сфере психологии и
философии, гигантская по масштабам и весьма важная по содержанию, была
развитием первоначального идейного импульса, который он получил в юности,
- представления о человеке как о творце реальности, истины и ценностей.
В 1872-1876 гг. Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском
университете. От физиологии он перешел к психологии, а затем к философии,
тем самым реализовав глубоко скрытые наклонности, о которых и сам не
подозревал. В 1884 году основал Американское общество
парапсихологических исследований. В 1885 году был назначен профессором
психологии, а затем профессором философии Гарвардского университета.
Когда в 1907 году Джемс оставил преподавательскую деятельность, он
написал своему брату Генри: «Невозможно выразить словами, как я рад
избавиться от кошмара „профессорства“. Мои обязанности как ходячей
энциклопедии делали из меня какую-то подделку. Теперь я свободен и
чувствую облегчение несказанное, буквально несказанное, я стал самим
собой, после тридцати пяти лет рабства». В то время ему было шестьдесят
пять лет.
Джемс часто повторял, что понять любого автора легко, если попробовать
взглянуть на вещи его глазами. Сам Джемс не строил систем;
концептуальный замысел его «монолитной Вселенной» был точной антитезой
цели, которую он преследовал. Он хотел углубиться, насколько возможно,
во «всю парадоксальную физико-морально-духовную полноту» жизни. Для него
было «что-то ужасное в удовлетворении, с которым чистая, но нереальная
система захватывает рационалистический ум». Сам он пытался «со всей
серьезностью взглянуть на огромную Вселенную конкретных фактов, страшно
запутанных, неожиданных и жестоких, во всей их первозданности, и
осмыслить мировую действительность в ее конкретной полноте». Прагматизм
и радикальный эмпиризм Джемса, попытка разобраться в человеческом опыте
в его природном и социальном контексте обнаруживают открытый и
мужественный ум, стремление облегчить человеческую участь. Согласно
этому подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется строй
вещей, с которыми каждый из нас встречается в повседневной жизни.
Во-вторых, мир существует в том смысле, что каждый человек создает свой
собственный мир, как бы вырезая его из материала окружающей
действительности. В Принципах психологии (The Principles of Psychology ,
1890) Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из
мрамора. Наш мир изначально есть «хаос ощущений», «поток сознания»; это
– «нейтральный» материал мышления любого человека. Мир, в котором мы
живем, мы и наши предки «постепенно, неторопливыми ударами резца»
высвободили из объективной данности. Взгляды Джемса получили название «радикального
эмпиризма». В рамках этого общего мировоззрения главной была идея,
занимавшая Джемса с юности. В своем, вероятно, первом опубликованном
эссе он приходит к заключению: «Познающий - не просто зеркало,
движущееся в мире и не имеющее точки опоры, пассивно отражающее то, с
чем оно встречается. Познающий - это деятель; с одной стороны, он
участвует в созидании истины, а с другой - описывает истину, которую сам
создает». Вещи, заботящие человека, цели, к которым он стремится, его
потребности - физические и духовные - играют важную роль в выводимых им
заключениях. В Психологии (Psychology , 1892) Джемса подчеркивается, что
ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание, которое
определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Поэтому
особой работой ума является сочетание объективно данного с
индивидуальными желаниями. Ум самого Джемса был превосходно приспособлен
для решения этой трудной задачи, в нем сочетались природный дар и
неустанная самодисциплина во имя интеллектуального, морального и
религиозного служения своим соотечественникам и всему человечеству.
Джемс считал, что смысл понятий заключен в поведении, которое они
предполагают. Кроме того, он полагал, что решающим фактором в выборе
человеком того или иного верования (в отсутствие каких-либо объективных
оснований для выбора) является «воля к вере». Согласно Джемсу, истина -
не некое статическое качество истинных идей, но то, что случается с
идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию. Джемс
также считал, что сознание - это не особая сущность, а функция,
инструмент выживания человека.
Как и Ч. С. Пирс, Джемс - прагматист, и он формулирует свою позицию
следующим образом: «Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое
понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не
обнаруживает различия в практических последствиях» двух альтернатив, то
они «означают практически одно и то же, и всякая дискуссия теряет смысл».
Пирс рассматривал прагматизм как своего рода математический метод, в то
время как Джемса прежде всего интересовали его этические и религиозные
аспекты. В Воле к вере он пишет, что «мы имеем право верить на свой
страх и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в
искушение нашу волю», т.е. если она не поддается интеллекту. Рассуждая о
религиозном скептицизме, он пишет: «Мы не можем отделаться от вопроса,
оставаясь на позиции скептицизма... потому что, оставаясь правыми в
случае, если религия неверна, мы уходим от блага, если религия истинна,
и это столь же достоверно, как в случае, если бы мы прямо решили встать
на путь неверия». В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал: «согласно
прагматизму, если гипотеза о существовании Бога успешно «работает», в
самом широком смысле слова, то она истинна», и выдвинул подход,
названный им «прагматистским или мелиористским» теизмом, достигающим
компромисса между абсолютизмом и материализмом. В тех же лекциях он
говорит об истине как об удобном средстве мышления, а далее
отождествляет истину с проверяемостью.
Этические исследования философа свидетельствуют об универсальности его
ума и в то же время о чем-то вроде слепого пятна в его моральных
представлениях. Сопереживая человеческому страданию, Джемс почти не
обращал внимание на социальные условия, зачастую являющиеся причиной
страданий, его скорее восхищали неустанная энергия, благородство и
героизм человека перед лицом жизненных трудностей. «Имеется лишь одна
безусловная заповедь, - настаивал он, - и состоит она в том, что мы
должны непрестанно, игнорируя охватывающие нас страх и трепет, искать
решения и совершать поступки, которые ведут к наибольшему количеству
блага в нашем его понимании». Джемс почти не замечал необходимости
экономического и социального переустройства для того, чтобы эта «Вселенная
блага» превратилась в реальность. В вопросах веры он был на стороне
религии, потребность же в различных религиях объяснял наличием двух
типов человеческого характера: «твердого» и «мягкого». (Мыслители «мягкого»
характера рационалисты (следуют принципам), интеллектуалы, идеалисты,
оптимисты, религиозны, верят в свободу воли, монисты и догматики.
Мыслители «твердого» характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты,
материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты, плюралисты и скептики.)
Отстаивая строго научный подход к анализу фактов, Джемс писал: «Мне
всегда казалось, что ради соблюдения справедливости в отношении
различных родов опыта мы должны позволить мистическому экстазу иметь
свой голос в общем хоре». Он не соглашался с трактовкой человеческого
опыта как высшей формы опыта, существующего во Вселенной. Религиозный
опыт говорит нам, что «высшие силы существуют и действуют во имя
спасения мира, руководясь идеалами, которые сходны с нашими собственными
представлениями о добре».
Умер Джемс в Чокоруа (шт. Нью-Гэмпшир) 26 августа 1910 года. |