Рене Декарт (1596–1650) французский философ, математик, физик и
физиолог, родился 31 марта 1596 года в маленьком городке Ла-Гэ в Турени.
Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины
и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Высказал закон
сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории,
объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением
частиц материи (вихри Декарта). Считал, что Солнце окружено эфирным
веществом, которое распространяется на большие расстояния. Вращаясь,
Солнце приводит во вращательное движение планеты.
В основе философии Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и
«протяженной» субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или
пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина
движения, по Декарту, Бог, который сотворил материю, движение и покой.
Род Декартов принадлежал к незнатному чиновному дворянству. Его
мать, разрешившись от бремени, через несколько дней умерла. Рене остался
жив, но до двадцати лет короткий, сухой кашель и бледный цвет лица
внушали опасения за его жизнь. Детство Рене провел в Турени, славившейся
садами, плодородием и мягкостью климата. В 1612 году Декарт закончил
школу. Он провел в ней восемь с половиной лет. В 17 лет он вернулся к
своим в Ренн.
Весной 1613 года Рене отправился в Париж. Молодому дворянину нужно
было позаботиться о приобретении светского лоска и завязать в столице
необходимые для житейских успехов связи. В Париже Рене познакомился с
ученым францисканским монахом Мерсенном, автором весьма двусмысленного
комментария к книге Бытия, при чтении которого благочестивые люди
покачивали головами, и математиком Мидоржем. Он попал в компанию
«золотой молодежи», вел рассеянную жизнь и увлекся карточной игрой.
После полутора лет рассеянной жизни в юноше вдруг произошел перелом.
Тайком от своих друзей и парижских родных он перебрался в уединенный
домик в Сен-Жерменском предместье, заперся здесь со своими слугами и
погрузился в изучение математики - главным образом, геометрии и анализа
древних.
В этом добровольном заточении Декарт провел около двух лет. Когда ему
шел 21 год, он решил оставить Францию и увидеть свет. Начались годы
скитальчества.
В 1617 году Декарт надевает мундир волонтера нидерландской армии. И
теперь он живет в Бреде. От жалованья он отказывается, чтобы быть
свободным от всяких обязанностей, не ходит даже на парады, сидит дома и
занимается математикой. Два года затворнической жизни в Сен-Жерменском
предместье не прошли даром Декарт становится одним из величайших
математиков эпохи.
В дневнике Декарта есть заметка «10 ноября 1619 года я начал понимать
основания чудесного открытия». Не подлежит сомнению, что чудесным
открытием, о котором говорит здесь Декарт, было открытие основ
аналитической геометрии. Сущность аналитической геометрии состоит в
приложении алгебры к геометрии и обратно - геометрии к алгебре. Всякая
кривая может быть выражена уравнением между двумя переменными
величинами, и обратно - всякое уравнение с двумя переменными может быть
выражено кривой. Это открытие имело громадное значение не только для
математики, в истории которой оно составило эпоху, но и для естественных
наук, и вообще, для все расширяющегося круга знаний, имеющих дело с
точными величинами - числом, мерой и весом.
Вместе с армией Декарт побывал сначала в Праге, затем в Венгрии и
Брюсселе. В 1623 году Рене появляется в Париже. Затем новые путешествия
по Европе. В 1625 году Декарт возвращается во Францию, но вскоре снова
покидает ее и уезжает в Голландию.
В июне 1637 года Декарт выпустил книгу, выделив из «Мира» безобидные
отделы «О свете» (диоптрика) и «О метеорах», написав заново «Геометрию»,
и предпослав им название «Рассуждение о методе». Это было если не начало
новой эры, то, во всяком случае, крупное событие в истории человеческой
мысли. Появился новый центр для кристаллизации сформировавшихся уже, но
еще разрозненных и неорганизованных элементов нового миросозерцания.
Новое миросозерцание вылилось в одну из более или менее устойчивых своих
форм; лишний раз выяснился путь, по которому пойдет развитие
человеческой мысли.
Только в 1644 году Декарт издал более обширное сочинение под названием
«Начала философии». В него, наконец, вошли сочинения Декарта о мире
(космосе), которые он намеревался издать еще в 1633 году. В этом
сочинении он изложил грандиозную программу создания теории природы,
руководствуясь своим методологически правилом брать за основу наиболее
простые ясные положения. Еще в «Рассуждении о методе» Декарт подверг
анализу всевозможные исходные положения, сомневаясь в справедливости
любого из них, в том числе и в положении «Я существую». Однако в акте
мышления сомнение невозможно, ибо наше сомнение уже есть мысль. Отсюда
знаменитое положение Декарта «Я мыслю - следовательно, существую».
Материя Декарта - это чистая протяженность, материальное
пространство, заполняющее всю безмерную длину, ширину и глубину
Вселенной. Части материи находятся в непрерывном движении,
взаимодействуя друг с другом при контакте. Взаимодействие материальных
частиц подчиняется основным законам или правилам.
«Первое правило состоит в том, что каждая часть материи по
отдельности всегда продолжает оставаться в одном и том же состоянии до
тех пор, пока встреча с другими частицами не вызовет изменения этого
состояния».
«Второе правило, предполагаемое мною, заключается в следующем когда
одно тело сталкивается с другим, оно может сообщить ему лишь столько
движения, сколько само одновременно потеряет, и отнять у него лишь
столько, насколько оно увеличит свое собственное движение».
«В виде третьего правила я прибавлю, что хотя при движении тела его
путь чаще всего представляется в виде кривой линии и что невозможно
произвести... ни одного движения, которое не было в каком-либо виде
круговым, тем не менее, каждая из частиц тела по отдельности стремится
продолжать тело по прямой линии».
В 1645 году Декарт возвращается к занятиям анатомией и медициной,
которым обещал в «Рассуждении о методе» посвятить всю свою дальнейшую
жизнь и от которых его отвлекли заботы о снискании симпатий теологов. Он
поселяется в Эгмонде и упорно работает
В 1648 году Декарт был вызван в Париж. Это его третье путешествие во
Францию за время пребывания в Голландии. Первые два, в 1644 и 1647 годах
были связаны с хлопотами по наследству. Во второй приезд влиятельные
друзья выхлопотали Декарту у кардинала Мазарини пенсию в три тысячи
ливров. В мае 1648 года Декарт получил второй королевский рескрипт с
назначением ему новой пенсии и приглашением явиться в Париж, где его
ожидало назначение на какую-то важную должность. Однако 27 августа на
улицах появились баррикады, и Декарт поспешил вернуться в Голландию.
Уже вскоре после приезда Декарта Христина стала говорить ему об
ожидающих его милостях. Предполагалось возвести его в звание дворянина
Шведского королевства; кроме того, королева обещала подарить ему
обширное поместье в Померании. Вместе с тем, Христина заставляла
немолодого уже и болезненного философа ломать весь его привычный образ
жизни. Она нашла, что к занятиям философией нужно приступать со свежей
головой, и наиболее подходящим временем для этого выбрала пять часов
утра. Декарт, которому даже его воспитатели-иезуиты разрешали, ввиду
слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, принужден
был в суровую северную зиму задолго до рассвета отправляться во дворец,
причем ему приходилось проезжать через длинный, открытый со всех сторон
ветру мост. Зима стояла необычайно суровая.
Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился
и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя
шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и ныне прах
его покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже. |