Гуссерль - немецкий философ, основатель феноменологии. Эдмунд Гуссерль
родился 8 апреля 1859 года в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и
Венском университетах, готовился стать математиком, но Т. Масарик привел
его в классы философа и психолога Ф. Брентано. Общение с Брентано, а
затем с психологом К. Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию
мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием
интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание
«чего-то»). Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось
увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с
основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто
повлиял на Гуссерля в ранний период, - У.Джемс, английские эмпирики
(главным образом Дж. С.Милль), а также Г. В. Лейбниц. Кантовская теория
познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его
философского развития.
Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге -
Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und
logische Untersuchungen , 1891). Два основных предмета его интереса,
математика и формальная логика, с одной стороны, и психология - с
другой, впервые соединились в этой работе. Трудности, с которыми он
столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе
этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения
и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он
рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как
шеренга солдат или стая птиц. Таким образом, Гуссерля можно считать
предтечей гештальт-психологии.
Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды
претерпели значительные изменения. Можно выделить четыре основные группы
работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология,
первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в
узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная
в 1913 году, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы,
опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти,
составляют четвертую группу. Логические исследования (Logische
Untersuchungen, 1900-1901) - наиболее известная работа Гуссерля,
рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии. В
первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике , дана
решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или
взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики
определяются в терминах психологии. В последней главе, «Идея чистой
логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от
психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы
чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том
составляют шесть исследований значения и структуры опыта. Прежний
интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению
«категориальной интуиции».
Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея
феноменологии (Die Idee der Ph nomenologie , лекции 1907, опубл.
посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и
феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Ph nomenologie und
ph nomenologischen Philosophie , 1913), решающее значение имел
осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели
служил предложенный им метод феноменологической «редукции». Эпохэ
(epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований,
является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля
восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для
философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности
и сущностные отношения.
В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что
видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie
als strenge Wissenschaft , 1911). Это противостояние было для него одним
из наиболее действенных мотивов. Дескриптивная наука об опыте,
рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была
дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо
предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в
последующих томах его Идей (опубл. посмертно), а также в других трудах,
имела целью создание новой идеалистической философии. Гуссерлевский
гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и
дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени.
Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение
(Erfahrung und Urteil , 1939) и Формальная и трансцендентальная логика
(Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen
Vernunft , 1929). Бесспорного признания заслуживает исследование
сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени
(Vorlesungen zur Ph nomenologie des inneren Zeitbewusstsein , 1928), а
также ряде работ разных лет. В Картезианских медитациях (M ditations
cart siennes , 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и
познания сознания других людей.
Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в
альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и
соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из
основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым
учеником Гуссерля. Затем он предпринял основательную ревизию
феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования».
Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной»
феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира»,
Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера. Покинутый своими «арийскими»
учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни.
Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и
трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europ ischen
Wissenschaften und die transzendentale Ph nomenologie , 1936, опубл. в
1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира
(Lebenswelt).
Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938 года. После него
осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью,
они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время
продолжается начатая в 1950 году работа по их редакционной подготовке и
изданию (серия «Гуссерлиана» – « Husserliana »). |