Гегель - немецкий философ, один из творцов немецкой классической
философии и философии романтизма. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился
в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника
- Георга Людвига Гегеля, секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена,
герцога Вюртембергского. Окончив гимназию в родном городе, Гегель учился
на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793,
прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую
диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг,
который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия
которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с
Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии
Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на
работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также
на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель
служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в
1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением
теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей
философской системы («Фрагмент системы»).
После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое,
вкупе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от
учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он
представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы
диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные
орбиты (De orbitis planetarum) и в 1801 получил разрешение читать
лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807
экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции
были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному
праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом,
годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа.
Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал
«Критический журнал философии» («Kritisches Journal der Philosophie»), в
котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период
Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа
(Phänomenologie des Geistes, 1807), после опубликования которого
отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый
очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное
шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения
через восприятие к познанию разумной действительности, которое
единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным
является только разум.
Не дождавшись опубликования Феноменологии, Гегель покинул Йену, не
пожелав остаться в захваченном французами городе. Он оставил должность в
университете, оказавшись в трудных личных и материальных
обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал «Бамбергскую газету»
(«Bamberger Zeitung»), но меньше чем через два года отказался от
«газетной каторги» и в 1808 получил место ректора классической гимназии
в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему
богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он
преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный
курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы,
греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился
на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот
сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его
наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской
системы - Наука логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812-1816).
В 1816 Гегель возобновил университетскую карьеру, получив приглашение в
Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб
Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех
семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия
философских наук (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im
Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его
философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на
место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было
инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим
вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить
при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в
студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако
постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не
только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции,
Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская
философия права и государственного строя все более становилась
официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей
образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои
взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего
реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ
находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября
1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.
Последней опубликованной работой Гегеля была Философия права
(Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und
Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на
титуле - 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и
ученики стали готовить полное издание его работ, которое было
осуществлено в 1832-1845. В него вошли не только работы, опубликованные
при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных,
довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В
результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также
по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов
Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой
мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках «Философской
библиотеки» и после смерти последнего было продолжено Й.Хоффмайстером.
Старое издание было заново отредактировано Г. Глокнером и вышло в 20
томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря
Гегеля (Hegel Lexikon) Глокнера. С 1958 после основания в Бонне «Архива
Гегеля» в рамках «Немецкого исследовательского общества» была создана
«Гегелевская комиссия», принявшая на себя общую редакцию нового
историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива
руководил О.Пёггелер.
Гегелевская философия обычно считается высшей точкой в
развитии немецкой школы философского мышления, именуемой «спекулятивным
идеализмом». Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и
Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила Канта, однако
отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в
отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности
метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного.
Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan -
все, и logos - разум). Она отправляется от идеи, что реальность
поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная.
В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого
принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то
разумно». (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно,
станет действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что
разумно, то неизбежно».) Последней сущностью мира, или абсолютной
реальностью, является разум. Разум проявляет себя в мире; реальность
есть не что иное, как манифестация разума. Поскольку это так и
поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие) тождественны,
возможно не только применять наши понятия к реальности, но и узнавать о
строении реальности через изучение понятий. Следовательно, логика, или
наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее
сущности. Всякое понятие, продуманное до конца, с необходимостью ведет к
своей противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою
противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку
отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и
антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и
антитезиса разрешается, или упраздняется, однако синтез в свою очередь
содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его
отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса
антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель
называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика»,
ведение спора), применим к самой реальности.
Вся действительность проходит через три стадии: бытие в себе, бытие для
себя и бытие в себе и для себя. «Бытие в себе» - ступень, на которой
действительность пребывает в возможности, но не завершена. Оно различно
с другим бытием, но развивает отрицание последней все еще ограниченной
стадии существования, образуя «бытие в себе и для себя». В применении к
разуму или духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя
три ступени. Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в пространстве
и времени, дух превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в
свою очередь развивает сознание и тем самым образует свое собственное
отрицание. На этой третьей ступени, однако, происходит не простое
отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более высоком
уровне. Сознание составляет «в себе и для себя» духа. В сознании, таким
образом, дух возрождается. Но затем сознание проходит три различные
стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец,
высшую стадию абсолютного духа.
Согласно тому же принципу производится деление философии: логика - наука
о «в себе» духа; философия природы – наука о «для себя» духа; и
собственно философия духа. Последняя также делится на три части. Первая
часть - философия субъективного духа, включающая антропологию,
феноменологию и психологию. Вторая часть - философия объективного духа
(под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его
действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль
(этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся
в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Эта
вторая часть состоит соответственно из этики, философии права и
философии истории. Искусство, религия и философия как высшие достижения
разума принадлежат царству абсолютного духа. Поэтому третья часть,
философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства,
философию религии и историю философии. Таким образом, триадический
принцип (тезис - антитезис - синтез) проводится через всю гегелевскую
систему, играя существенную роль не только как способ мышления, но и как
отражение присущего реальности ритма.
Наиболее значимыми областями гегелевской философии оказались этика,
теория государства и философия истории. Кульминацией гегелевской этики
является государство. Для Гегеля государство - действительность
нравственной идеи. В государственном строе божественное врастает в
действительное. Государство - это мир, который дух создал для себя;
живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится
только к идеальному государству. В исторической действительности имеются
хорошие (разумные) государства и дурные государства. Государства,
известные нам из истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее
духа.
Высшей целью философии истории является демонстрация происхождения и
развития государства в ходе истории. Для Гегеля история, как и вся
действительность, является царством разума: в истории все происходит
согласно разуму. «Всемирная история есть всемирный суд». Мировой Дух
(Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия -
индивиды и народы. Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме
того, сам Мировой Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся
смерть и разрушение. Индивиды полагают, что преследуют свои собственные
цели, но на самом деле осуществляют намерения Мирового Духа. «Хитрость
мирового разума» заключается в том, что он пользуется человеческими
интересами и страстями для достижения собственной цели. Исторические
народы являются носителями мирового духа. Всякая нация, подобно
индивиду, переживает периоды юности, зрелости и умирания. Какое-то время
она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия заканчивается.
Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более молодой
нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель
эволюции - достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс
в сознании свободы». Главной задачей философии истории является познание
этого прогресса в его необходимости.
Согласно Гегелю, свобода - фундаментальное начало духа. Однако свобода
возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек
обретает свое достоинство как независимая личность. Ибо в государстве,
говорит Гегель, придерживаясь руссоистской концепции истинного
государства, правит именно всеобщее (т.е. закон), а индивид по своей
свободной воле подчиняет себя его правлению. Однако государство
претерпевает замечательную эволюцию в том, что касается сознания
свободы. На Древнем Востоке свободным был только один человек, и
человечество знало только, что свободен один человек. То была эпоха
деспотизма, и этот один человек был деспотом. В действительности то была
абстрактная свобода, свобода в себе, скорее даже произвол, а не свобода.
Греческий и римский мир, юность и зрелость человечества, знали, что
свободны некоторые люди, но не человек как таковой. Соответственно
свобода была тесно связана с существованием рабов и могла быть лишь
случайным, недолговечным и ограниченным явлением. И только с
распространением христианства человечество узнало настоящую свободу.
Путь к этому знанию подготовила греческая философия; человечество начало
сознавать, что свободен человек как таковой - все люди. Различия и
недостатки, присущие индивидам, не затрагивают сущности человека;
свобода является частью самого понятия «человек».
Французская революция, которую Гегель приветствовал как «чудесный восход
солнца», - еще один шаг на пути к свободе. Однако в поздний период своей
деятельности Гегель возражал против республиканской формы правления и
даже против демократии. Идеалы либерализма, согласно которым в
управлении государством должны участвовать все индивиды, стали казаться
неоправданными: на его взгляд, они вели к необоснованному субъективизму
и индивидуализму. Гораздо более совершенной формой правления Гегелю
стала казаться конституционная монархия, в которой последнее слово
оставалось за сувереном. Философия, по Гегелю, занимается только тем,
что есть, а не тем, что должно быть. Подобно тому как каждый человек
есть «сын своего времени», «философия есть также время, постигнутое в
мысли. Столь же нелепо предполагать, что какая-либо философия может
выйти за пределы современного ей мира, сколь нелепо предполагать, что
индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху». Поэтому Гегель в
Философии права ограничивается задачей познания государства как разумной
субстанции. Однако, рассматривая прусское государство и период
реставрации как модель рационального анализа, он был все в большей мере
склонен к идеализации прусской монархии. Сказанное Гегелем о государстве
в целом (государство - божественная воля как наличный, развертывающийся
в действительный образ и организацию мира дух), по-видимому, относилось
и к этому конкретному государству. Это соответствовало и его убеждению,
что последняя из трех стадий исторического развития уже достигнута:
стадия старости, но не в смысле дряхлости, а в смысле мудрости и
совершенства.
В философской концепции Гегеля имеются фаталистические и даже
трагические мотивы. Философия не может поучать мир, каким ему следует
быть. Для этого она приходит слишком поздно, когда действительность
закончила процесс формирования и достигла завершения. «Когда философия
начинает рисовать своей серой краской по серому, тогда некая форма жизни
стала старой, но серым по серому ее омолодить нельзя, можно только
понять; сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек». |