Аверроэс Ибн Рушд - самый
знаменитый арабский философ и врач, представитель арабского
аристотелизма. Аверроэс родился в Кордове в 1126 году. Дед его был
великим кадием Кордовы, правоведом-маликитом. Следуя фамильной традиции,
Ибн Рушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую
литературу, проявлял особые способности к медицине. Во второй половине
1168 года Ибн Рушд знакомится с халифом Абу-Якубом. Повелитель
правоверных приблизил к себе сорокатрехлетнего ученого и дал ему
официальное задание - заняться комментированием Аристотеля. Одновременно
Ибн Рушд был назначен кадием Севильи. Несколько месяцев спустя им была
завершена работа над толкованием аристотелевской книги "О возникновении
животных". В 1171 году Ибн Рушд вернулся в Кордову, где занял
наследственную в его роду должность великого кадия. В 1182 году Ибн Рушд
занимает должность лейб-медика халифа.
В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифский престол перешел к его
сыну Абу-Юсуфу Якубу. Первоначально новый правитель покровительствовал
ученому, но в 1195 году повелел сжечь сочинения Ибн Рушда, а самого
философа сослал в местечко аль-Ясана, близ Кордовы. По поводу этого
события существует масса гипотез, как средневековых, так и современных
авторов. Вероятнее всего, что халиф стремился хотя бы временно угомонить
религиозных фанатиков и тем самым обеспечить спокойствие в своих
владениях на Пиренейском полуострове. Доказывают эту теорию следующие
факты: помимо Ибн Рушда репрессиям подверглись и другие представители
андалузской интеллигенции, кроме того был наложен запрет на изучение
философии, в связи с чем предусматривалось изъятие всех подозрительных
сочинений. Опала Ибн Рушда продолжалась недолго: после успешного
завершения похода на кастильцев, халиф вернулся в Марокко, куда
пригласил Ибн Рушда и других ученых.
Ибн Рушд скончался 10 декабря 1198 году в Марокко. Через три месяца по
просьбе родственников философа его останки были переправлены в Кордову.
Творческое наследие Ибн Рушда включает в себя сочинения по философии,
естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Его труды
делятся на комментарии и самостоятельные работы. Комментарии были
составлены им к произведениям Аристотеля, Платона ("Государство"),
Александра Афродизийского ("О разуме"), Николая Дамаскина ("Первая
философия"), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины ("Урджуза о
медицине") и Ибн Баджи ("Трактат о соединении человека с деятельным
разумом").
Что же касается оригинальных философских трудов Ибн Рушда, то важнейшим
из них является написанный около 1180 года трактат, в котором
доказывается несостоятельность обвинений, выдвинутых перед
перипатетиками Абу-Хамидом Газали в "Опровержении философов". Это
произведение называют "Опровержением опровержения". В нем Ибн Рушд
рассматривает вопрос о соотношении философии и религии. Он показывает,
что философия и религия очень сходны в направленности своих суждений.
Они имеют предметом изысканий Бога, но рассуждают о нем по-разному.
Согласно Ибн Рушду, материальный мир вечен, как и Бог, который не
сотворил мир. Материя существует как постоянная возможность форм,
которые из нее возникают; материя и форма, для Ибн Рушда, нераздельны и
образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, они умирают вместе с
телом. Этика Ибн Рушда заключается в учении, что человек создает добро в
соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его
ожидает - Ад или Рай. |