Elite-Home

Франциск Бэкон

На главную ║ Назад    Великие философы

Франциск Бэкон (Francis Bacon)

 

   Франциск Бэкон, сын Николая Бэкона, великого хранителя печати Англии, родился 22 января 1561 года в Лондоне. Его умственные способности обнаружились уже в ранней молодости. На двенадцатом году своей жизни он поступил в университет Кембриджа, а уже в шестнадцать стал замечать недостатки безраздельно господствовавшей тогда схоластической философии. В том же возрасте он отправился с английским посланником при французском дворе в Париж, чтобы подготовиться к государственной службе. Во время своего пребывания там, 19 лет от роду, он составил или по крайней мере набросал план своих «Наблюдений о состоянии Европы». Но неожиданная смерть отца заставила его возвратиться в Англию и в поисках средств к существованию заняться изучением отечественного права. Он поступил в коллегию адвокатов Грея, где изучал право с большим старанием и блестящим успехом, не забывая, однако, философии; более того, в первые годы своих занятий правом он составил даже план универсальной реформы наук. Скоро он приобрел такую известность как правовед, что королева Елизавета назначила его своим советником по чрезвычайным делам, а затем ещё кандидатом на место в Звездной палате. Но при Елизавете выше он не продвинулся, очевидно вследствие своей дружбы с графом Робертом Эссексом, ибо этим он сделал своим врагом двоюродного брата Роберта Сесиля Бёрли. который и без того завидовал его талантам и, пользуясь влиянием при дворе, был ярым врагом графа Эссекса и его друзей.
   Более счастливые времена наступили для Бэкона после смерти Елизаветы, при короле Иакове I, который последовательно назначал его на высшие должности английского королевства. Благодаря браку поправились его материальные дела. Несмотря на множество сложных и важных дел, которые лежали на Бэконе благодаря его высокому положению в государстве короля Иакова, он все-таки неуклонно работал над выполнением своего великого плана всеобщего преобразования наук. В 1605 г. как первая часть этого плана вышло сочинение «De dignitate et aiigmentis scientiarum», которое он позднее перевел с помощью некоторых друзей на латинский язык, значительно расширил и в таком виде отдал в печать за два или три года до своей смерти. В 1607 году вышло его сочинение «Cogitata et visa» («Мысли и перспективы»), очевидно основа или скорее первый вариант его «Учения о методе», в 1610 году его рассуждение «О мудрости древних».
   В 1617 году Бэкон стал лордом-хранителем печати, в 1619 году - великим канцлером, вскоре после того - бароном Веруламским, в 1620 году получил звание виконта Сент-Албанского. Но после столь блестящих отличий он испытал позорное унижение. Парламент обвинил его в злоупотреблении по должности, а именно во взяточничестве - преступлении, которое, впрочем, следует объяснить не низким корыстолюбием, но известной слабостью его характера, слишком большой мягкостью и уступчивостью. Бэкон сам признал смиренно свои ошибки и целиком отдался на милость и сострадание своих судей. Но его смирение не тронуло судей, как он этого ожидал. Он был лишен всех отличий, присужден к штрафу в 40000 фунтов стерлингов и заключен в Тауэр. Правда, король вскоре освободил его от штрафа и заключения и затем отменил приговор совсем; однако Бэкон теперь уже сошел с политической сцены; в тихом уединении он занимался только наукой и писательской деятельностью не без сожаления о том, что слишком много времени было посвящено придворной и государственной жизни в ущерб благороднейшим занятиям наукой, и умер 9 апреля 1626 года.

   Существенное положение и значение Бэкона в истории науки нового времени в общем определяется тем что опыт, который прежде, не имея поддержки сверху, был лишь делом случая и зависел от случайной особенности и индивидуальной склонности отдельных лиц, руководивших историей и мышлением, - этот опыт он превратил в неизбежную необходимость, в дело философии, в сам принцип науки. Говоря определеннее, его значение в том, что он сделал опыт основой естествознания и таким образом на место прежнего фантастического и схоластического способа исследования природы поставил объективное, чисто физическое воззрение на нее.
   Если Бэкон доказал, что и ученые могут быть великими государственными деятелями, то в то же время он доказал, по крайней мере относительно себя, что наука в высшей степени ревнива; что высшую милость она оказывает лишь тому, кто отдается ей безраздельно; что если ученый ставит себе такую задачу, как Бэкон, то он не может без ущерба для научной работы тратить свое время на светские дела. Поэтому с полным правом говорит Петр Гейлив: «Жаль, что он не имел собственных средств и не был свободен от всех дел при дворе и в судах, чтобы предаваться своим занятиям». Если бы Бэкон не раздвоил своей жизни, а подобно другим великим ученым посвятил её целиком науке, то он не ограничился бы голыми декларациями, великосветским обзором великого здания науки, не разработав какой-либо части её; он погрузился бы в глубину частных задач и при массе знаний, опытов и наблюдений, бывших в его распоряжении, при его исключительных способностях он пришел бы к определенным результатам, открыл бы, как Галилей и Декарт, определенные законы природы, он доказал бы универсальность своего ума не одним лишь составлением планов, но охватом и проникновением в частности, восхождением от частного к общему, в чем и проявляется истинный универсальный ум, и не судил бы так поспешно о многих предметах - словом, он создал бы бесконечно больше, чем он сделал в действительности.
   Источник: http://www.i-u.ru, http://www.gumfak.ru.
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru