Булгаков - русский философ, теолог, экономист, священник Православной
Церкви. Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в небольшом
городке Ливны Орловской губернии в семье священника. Учился в духовном
училище и в Орловской духовной семинарии, затем в Елецкой гимназии.
Завершил образование в Московском университете в 1894 году по кафедре
политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к
течению легального марксизма и занимался исследованиями в области
политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом
производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (т. 1-2, 1900). На
рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии
немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству
Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для
русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из
признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике «Проблемы
идеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программным
названием «От марксизма к идеализму» (1903), активно участвует во
множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения
в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии»,
«О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и издательства
«Путь», где в 1911-17 выходили в свет важнейшие произведения русской
религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы
(как беспартийный «христианский социалист»). Важнейшие из лекций и
статей этого периода собраны им в сборнике «Два града» (т. 1-2, 1911). В
философских разработках 1910-х (монографии «Философия хозяйства», 1912,
и особенно «Свет Невечерний», 1917) Булгаков намечает основы
собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А.
Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга.
Процесс постепенного возврата к церковно-православному миросозерцанию
завершается уже в революционные годы принятием священства (1918).
Булгаков активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора
Православной Церкви (1917-1918) и близко сотрудничает с патриархом
Тихоном. На Октябрьский переворот он откликнулся диалогами «На пиру
богов», написанными в стиле и духе «Трех разговоров» Соловьева и
вошедшими в коллективный сборник «Из глубины».
В годы Гражданской войны, находясь в Крыму, Булгаков интенсивно работает
над философскими сочинениями. В «Философии имени» (1920; издано 1953) и
«Трагедии философии» (1920-21, издано в немецком переводе 1927) он
приходит к выводу, что христианское умозрение может быть выражено без
искажений исключительно в форме догматического богословия, которое с тех
пор и становится основной сферой его творчества.
В 1922 году отец Сергий включен в составленные ГПУ по инициативе В. И.
Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. 30
декабря 1922 года он покидает Крым и после недолгого пребывания в
Константинополе в мае 1923 года занимает должность профессора церковного
права и богословия на юридическом факультете Русского Научного института
в Праге. При его ближайшем участии создается Православный Богословский
институт в Париже (1925). С момента его открытия и до самой кончины отец
Сергий был его бессменным главой, а также профессором догматического
богословия. Под его руководством Сергиевское подворье (комплекс
институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского)
выросло в крупнейший центр православной духовности и богословской науки.
Один из главных отцов-основателей Русского Студенческого Христианского
Движения, Булгаков участвовал в первых его съездах в Пшерове
(Чехословакия) и Аржероне (Франция) и затем продолжал его курировать. В
1930-х он стал одним из влиятельных деятелей и идеологов экуменического
движения, в работу которого включился в 1927 на Всемирной Христианской
конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне.
Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его
изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось
учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его
истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив оправдание мира,
утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной
полноте. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип
своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева
выражением «религиозный материализм». Используя, как и отцы Церкви, идеи
античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы.
Его творчество обладает редкой цельностью: всем его главным темам он
сумел подвести итог и дать отчётливое завершение. Как и в каноне
Священного Писания, свою последнюю книгу он закончил совсем незадолго до
смерти «Апокалипсис Иоанна». Учение отца Сергия прошло в своём развитии
два этапа, философский (до изгнания с родины) и богословский, которые,
разнясь по форме и отчасти по источникам, влияниям, вместе с тем прочно
связаны единством ведущих интуиций и центральных понятий. На всём своём
пути это есть учение о Софии и Богочеловечестве, христианское учение о
мире и его истории как воссоединении с Богом. Важнейший движущий мотив
учения оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности его бытия.
При этом, полемизируя с традицией немецкого идеализма, Булгаков
отказывается рассматривать разум и мышление в качестве высшего начала,
наделённого исключительной прерогативой связи с Богом: предмет
утверждения мир во всей его материально-телесной полноте. Оправдание
мира предполагает оправдание материи, и тип своего философского
мировоззрения Булгаков иногда определял взятым у Владимира Соловьёва
сочетанием «религиозный материализм».
Произведения писателя переведены на многие языки мира. «Каждая его
строка - дорога и трепетна,- пишет первый биограф Сергея Николаевича Л.
Зандер.- Сердце бьется любовью и благодарностью Богу, давшему нам
счастье быть его спутниками, сотрудниками и учениками. Исследования
Булгакова о «природе философии», экономике, науке и искусстве, истории
языка остаются современными и принадлежат к сокровищнице «вечной
философии».
В 1939 году у Булгакова обнаружили рак горла, он перенес несколько
операций, побывал на пороге смерти и в значительной степени утратил
способность речи. Однако до последних дней жизни в оккупированном Париже
продолжал служить литургию и читать лекции (что стоило ему огромных
усилий), а также работать над новыми сочинениями. Умер Булгаков 12 июля
1944 года в Париже. |