Бердяев - русский религиозный философ. Николай Александрович Бердяев
родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был
офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства,
позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина
Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой.
Сперва учился в Киевском кадетском корпусе (1884-1894) и Киевском
университете (1894-1898) на естественном, затем на юридическом
факультетах. С 1894 года примкнул к марксистским кружкам, в 1898 года за
участие в них исключен из университета, арестован и выслан на 3 года в
Вологду. В 1901-1902 гг. Бердяев проделал эволюцию, характерную для
идейной жизни России тех лет и получившую название "движение от
марксизма к идеализму". Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л.
Франком Бердяев становится одной из ведущих фигур этого движения,
которое заявило о себе сборником "Проблемы идеализма" (1902) и положило
начало религиозно-философскому возрождению в России. С 1904 года Бердяев
живет в Петербурге, руководит журналом "Новый путь" и "Вопросы жизни".
Он сближается с кругом Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, В. В.
Розанова и др., где возникло течение, названное "новым религиозным
состоянием". Статьи этих лет собраны Бердяевым в книгах "Sub specie
aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906"
(1907) и "Новое религиозное сознание и общественность" (1907); в них
выразились, по его самооценке, "тенденции религиозного Анархизма". С
1908 года жил в Москве, входил в круг деятелей книгоиздательства "Путь"
и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева; участвовал в
сборнике "Вехи" (1909). Оригинальная философия Бердяева начинает
складываться в 1911-1912 гг., когда после пребывания в Италии и
размышлений о Ренессансе исконная у Бердяева тема свободы дополняется
темой творчества и его неизбежной трагедии.
Революционные годы - время интенсивной творческой и общественной
деятельности Бердяева. Царский режим России он считал разложившимся и
революцию оправданной; однако реальность победившей революции оттолкнула
его, и в начале 1919 года он написал книгу "Философия неравенства"
(издана 1923), в которой отвергал демократию и социализм как
"принудительную добродетель и принудительное братство". Позднее он
вернулся к признанию социалистической идеи, но всегда был противником
большевистского тоталитаризма и видел свой долг в духовном
противостоянии ему. Он проводит у себя дома еженедельные
литературно-философские собрания, организует Вольную академию духовной
культуры (конец 1918), читает публичные лекции и становится признанным
лидером небольшевистской общественности. Участник сборника "Из глубины"
(1918). Дважды его арестовывают и осенью 1922 высылают в Германию в
составе большой группы деятелей русской науки и культуры. В Берлине
Бердяев организует Религиозно-философскую академию, участвует в создании
Русского научного института, содействует становлению Русского
студенческого христианского движения (РСХД).
В 1924 году он переезжает во Францию, где, поселившись в Кламаре под
Парижем, становится редактором основанного им журнала "Путь"
(1925-1940), важнейшего философского органа российской эмиграции. С
небольшой книги о смысле современной эпохи "Новое средневековье" (1924)
начинается широкая европейская известность Бердяева, и постепенно
намечается его особая роль мыслителя-посредника между русской и западной
культурами. Он знакомится с ведущими западными мыслителями (М. Шелер,
Кейзерлинг, Ж. Маритен, Г. О. Марсель, Л. Лавель и др.), устраивает
межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных
(1926-1928), регулярные собеседования с католическими философами (1-я
половина 1930-х гг.), участвует в культурфилософских "декадах Понтиньи",
философских собраниях и конгрессах. Персоналистское течение французских
левых католиков, сложившееся в середине 1930-х гг. вокруг журнала
"Esprit" во главе с Э. Мунье, возникает и развивается под прямым
влиянием идей Бердяева о необходимости соединения христианской веры,
духовной свободы и социальной справедливости. На Западе становится
влиятельной также трактовка Бердяева русской истории и русского
национального сознания, большевизма и революции, выраженная главным
образом в книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) и "Русская
Идея" (1946). Бердяев считает, что "русский коммунизм есть трансформация
и деформация старой русской мессианской идеи. Коммунизм в Западной
Европе был бы совершенно другим явлением". В годы 2-й мировой войны у
Бердяева возникают надежды на гуманизацию советского режима, он даже
вступает в контакты с его представителями (1944-46), однако известия о
репрессиях и новых идеологических кампаниях обрывают его просоветские
настроения. В послевоенные годы Бердяев дает наиболее зрелое изложение
своей философии ("Опыт эсхатологической метафизики", 1947), пишет
философскую автобиографию ("Самопознание", 1949). Бердяев приобретает
общемировую известность - он автор около 40 книг, избирается почетным
доктором богословия Кембриджского университета (1947).
Впервые выразив основные идеи в книге "Смысл творчества", Бердяев затем
варьирует и развивает их. Это идея свободы, идея творчества и
объективации, идея личности и, наконец, идея "метаисторического",
эсхатологического смысла истории. В созданной Бердяевым дуалистической
картине реальности друг другу противостоят, с одной стороны, дух (Бог),
свобода, ноумен, субъект (личность, "я"), с другой - эмпирический мир,
необходимость, феномен, объект. Оба мира не существуют оторванно друг от
друга (что, по Бердяеву, соответствует платонизму), а взаимодействуют
между собой: дух и свобода прорываются из ноуменального в феноменальный
мир и действуют в нем.
Плоды действия духа в мире всегда принимают форму объектов, мертвых
продуктов, которые отделены от субъекта и подчинены всем ограничениям
эмпирии - законам пространства-времени, причинно-следственной связи,
формальной логики. Это ниспадение свободы в необходимость, называемое
Бердяевым объективацией, - бытийный корень страдания, рабства, зла. Но
объективации противостоит в мире другое начало - творчество. Творя,
субъект вбирает этот мир в себя, включает его в свою внутреннюю жизнь,
открытую для свободы и духа, и тем преображает его, освобождает от
объективации. Творческий акт - прорыв духа в мир объектов. Плоды его
вновь окажутся в сфере объективации, но сам он как таковой этой сфере не
принадлежит, он свободен. Творчество - путь к преодолению объективации,
а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории. Но в
рамках эмпирии, пространственно-временного бытия преодоление невозможно;
само время с его несовместимостью прошлого, настоящего и будущего есть
следствие объективации. Свободный от объективации мир лежит вне истории
как иной "эон", мир свободного духа, отождествляемый у Бердяева с
евангельским Царством Божиим. Этот метаисторический эон существует
извечно в некоем "эсхатологическом" плане бытия, который может
соприкоснуться со здешним миром в любое время и в любом месте.
Творческий акт и есть такое касание, при котором в мире, в истории как
вспышка, является их конец и смысл. История с точки зрения ее смысла не
непрерывна, а дискретна, она есть "прерывный, прорывный творческий
процесс". Подобная картина истории исключает все эволюционные и
телеологические модели, теорию прогресса, а также и доктрину
Божественного Провидения, которую Бердяев прямо называет 'ложным
учением': Бог открывает Себя миру, но не управляет им.
Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это
не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и
свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и
единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее
внутреннего мира: "общество- часть личности" ("О рабстве и свободе
человека"). Реализацию этой свободной внутренней cоциальности Бердяев
называет "соборностью" и противопоставляет ее принудительной
социализации, которую несут личности все безлично-универсальные
структуры коллективного, социальные институты - классы, партии, нации,
церкви. Отсюда социальная и правовая позиция Бердяева: "Нужно утверждать
относительные формы, дающие максимум возможной свободы и достоинства
личности, и примат права над государством" ("Опыт эсхатологической
метафизики").
Будучи верующим, Бердяев в то же время критически относился ко всем
овеществленным формам религиозного - догматам, церковной организации,
историческому христианству как пораженным объективацией: творческое ее
преодоление должно выявить духовную суть "эсхатологического
христианства" как непреходящего откровения о Боге и человеке.
Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две
недели до смерти он завершил книгу "Царство Духа и Царство Кесаря", и у
него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел. |