Анаксимандр Милетский (около 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий
философ, представитель аилетской школы, сын Праксиада. Был учеником и
родственником Фалеса. Как и его учитель, он занимался не только науками,
но также делами общественными и торговыми. Его книги "О природе" и
"Сферы" не сохранились, и об их содержании мы знаем по пересказам
читавших.
Анаксимандр впервые ввёл в философию понятие «архэ», лежащего в
основе всех вещей первоначала, которым является апейрон (apeiron) -
единая, вечная, неопределённая, т. е. бескачественная, материя,
порождающая бесконечное многообразие сущего и выделяющая
противоположности светлого и тёмного, тёплого и холодного. Анаксимандр
учил о бесчисленности возникающих и гибнущих миров, считал, что Земля
неподвижно покоится в центре мира, и положил начало теории небесных
сфер. Составил первую географическую карту, соорудил первые в Греции
солнечные часы и астрономические инструменты.
Анаксимандр первый изобрел гномон, указывающий солнцестояния и
равноденствия, и поставил его в Лакедемоне на таком месте, где хорошо
ложилась тень (так пишет Фаворин в "Разнообразном повествовании"), а
также соорудил солнечные часы. Он первый нарисовал очертания земли и
моря и, кроме того, соорудил небесный глобус.
Мир Анаксимандра необычен. Небесные светила учёный считал не
отдельными телами, а окошками в непрозрачных оболочках, скрывающих
огонь. Земля, по его мысли, имела вид части колонны, на поверхности
которой, плоской или круглой, живут люди. Она парит в центре мира, ни на
что не опираясь. Окружают Землю исполинские трубчатые кольца-торы,
наполненные огнём. В самом близком кольце, где огня немного, имеются
небольшие отверстия - планеты. Во втором кольце с более сильным огнём
находится одно большое отверстие - Луна. Оно может частично или
полностью перекрываться (так философ объяснял смену лунных фаз и
затмения светила). Гигантское отверстие размером с Землю есть и в
третьем, дальнем, кольце. Сквозь него сияет самый сильный огонь -
Солнце. Возможно, Вселенную Анаксимандра замыкала полная сфера с
россыпью отверстий, через которые проглядывал огонь, окружавший её.
Эти-то отверстия люди и называли "неподвижными звёздами". Неподвижны
они, естественно, только относительно друг друга. Эта первая в истории
астрономии геоцентрическая модель Вселенной с жёсткими орбитами светил,
охватывающими Землю, позволяла понять геометрию движений Солнца, Луны и
звёзд.
Анаксимандр стремился не только геометрически точно описать мир, но и
понять его происхождение. Философ считал началом всего существующего
апейрон - "беспредельное": "некая природа бесконечного, из которой
рождаются небосводы и находящиеся в них космосы". Вселенная, по
Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства олимпийских
богов.
Возникновение Вселенной философ представлял себе примерно так:
апейрон порождает враждующие стихии - "горячее" и "холодное". Их
материальное воплощение - огонь и вода. Противоборство стихий в
возникшем космическом вихре привело к появлению и разделению веществ. В
центре вихря оказалось "холодное" - Земля, окружённая водой и воздухом,
а снаружи - огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки
превратились в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (воздуха)
стали распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдержала и
раздулась, "оторвалась", как сказано в одном из источников. При этом она
должна была оттеснить основную массу огня за пределы нашего мира. Так
возникла сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами стали поры во
внешней оболочке.
Заключительный штрих этой грандиозной картины - появление живых
существ. Когда океан выкипел, обнажив сушу, они возникли "из нагретой
воды с землёй" и "были рождены во влаге, заключённые внутрь илистой
скорлупы", т. е. естественное развитие, по Анаксимандру, включало не
только возникновение мира, но и самозарождение жизни.
Философ считал Вселенную подобной живому существу. В отличие от
нестареющего времени она рождалась, достигала зрелости, старела и должна
была погибнуть, чтобы возродиться вновь: "...совершается гибель миров, а
намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку повторяется
по кругу всё одно и то же". Итак, Анаксимандр оставил нам первую систему
мира - (модель Вселенной), первую космологическую картину мира (с чего
всё началось) и первую космогоническую гипотезу (как всё стало таким,
как оно есть). |