Elite-Home

Анаксагор

На главную ║ Назад    Великие философы

Анаксагор (Anaxagoras)

 

   Анаксагор из Клазомен - древнегреческий философ, один из самых выдающихся ионийских философов, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Анаксагор родился около 500 году до н. э. в Клазомене, городе, стоявшего недалеко от Милета. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид.
   Анаксагор большую часть жизни провёл в Афинах. Как-то, упрекая Анаксагора за аполитичность, какой-то философ сказал: "Тебе, видно, до родины нет дела". "Типун тебе на язык! - ответил Анаксагор. - Я только о родине и думаю!" И указал перстом на небо.
   В 466 г. до н. э., когда Анаксагору было 34 года, во Фракии у реки Эгоспотамы упал крупный метеорит. Некоторые античные авторы сообщают, что его падение с точностью до дня предсказал Анаксагор. Это, разумеется, легенда, но она имела под собой основу. Ведь говорил же Анаксагор: "Если небо замедлит вращение, то все камни попадают". Это в каком-то смысле могло считаться предсказанием подобных событий. А может быть, наоборот, само падение метеорита навело учёного на эти мысли?
   Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием натурфилософии Милетской школы и онтологии элейской школы. Проводя принцип «из ничего ничего не возникает», Анаксагор предложил свое учение о бытии, в котором образование космоса объясняется соединением и разъединением первичных элементов. Начальное состояние мира, согласно Анаксагору, представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества частиц («семян») всевозможных веществ. Для этих частиц закрепилось предложенное Аристотелем наименование «гомеомерии», т.е. подобочастные. В какой-то момент времени эта первичная смесь была приведена в круговое движение «чистым несмешанным Умом». Дальнейшее развитие Вселенной представлялось Анаксагору так: "Это вращение началось с малого, сейчас оно охватывает больше пространства, а в будущем охватит ещё больше". В вовлечённой в вихрь области из первичной смеси выделились отдельные вещества. Из них плотные сошлись к середине вихря, и там возникла плоская круглая Земля. Более лёгкие - холодный воздух и горячий тонкий эфир - были отброшены наружу. На определённой стадии развития мира от краёв Земли оторвались крупные куски, которые позднее стали небесными телами. Постепенно движение уходило от центра вихря к его краям. Земля остановилась, а небо продолжало вращаться, причём в какой-то момент оно "наклонилось".

   Анаксагор считал, что светила проходят под Землёй, и уже знал причины солнечных и лунных затмений. Но "повороты" Солнца, т. е. изменения его высоты над горизонтом после летнего и зимнего солнцестояний, философ объяснял влиянием потепления или остывания воздуха.
   Так как подобное стремится к подобному, сходные частицы стали образовывать отдельные скопления, и так возник мир вещей. Вещество делимо до бесконечности, «в мире нет наименьшего», и процесс обособления никогда не может быть полным. Всякая вещь имеет частицы всех других вещей, «все содержит долю всего», а получают свое наименование вещи по количественному преобладанию семян того или иного вида. Ум у Анаксагора наделен характеристиками физического и метафизического бытия: с одной стороны, он «легчайшая» из всех вещей, с другой – он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу».
   Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение возникновению солнечных и лунных затмений. Свою гипотезу о солнце как раскаленном камне Анаксагор высказал на основании изучения метеорита. В античной традиции за ним закрепилась прочная слава «чистого ученого». Аристотель говорит, что на вопрос, ради чего стоило бы скорее родиться, чем не родиться, Анаксагор ответил: ради того, чтобы созерцать небо и порядок космоса.
   Вселенная Анаксагора - это расширяющийся сферический пузырь, в середине которого, опираясь на воздух, лежит земной диск. Вокруг Земли кружится эфирный вихрь, несущий Солнце - "раскалённую металлическую глыбу или камень размером во много раз больше Пелопоннеса" - и Луну, на которой есть поселения, равно как холмы и овраги. Несёт вихрь и звёзды - более мелкие, чем Солнце, раскалённые камни.
     Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла. "Народ Афин, можешь ли ты в чём-нибудь упрекнуть меня и мою жизнь?" - вступился Перикл. "Ни в чём", - ответил народ. "Анаксагор - мой учитель", - сказал Перикл. Смертный приговор был заменен изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428 до н.э.. "Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня" гордо говорил он.
 

На главную ║ Назад    Великие философы

Рейтинг@Mail.ru