Абеляр Пьер Пале -
французский философ, теолог, поэт. Развил учение, названное впоследствии
концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение "Да и
нет"). Рационалистическая направленность Абеляра ("понимаю, чтобы
верить") вызвала протест ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра
было осуждено соборами 1121 и 1140 годов. Трагическая история любви
Абеляра к Элоизе описана в автобиографии "История моих бедствий".
Пьер Абеляр родился в 1079 году, в деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань, в
благородной семье. Первоначально предназначен был для военной службы, но
непреодолимая любознательность и в особенности стремление к
схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук.
Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу
младшего брата.
Абеляр добрался до Парижа и стал там учеником католического богослова и
философа Гильома из Шампо. Абеляр начал открыто и смело выступать против
философской концепции своего учителя и вызвал этим большое недовольство
с его стороны. Абеляр не только покинул кафедральную школу, но и решил
открыть свою собственную.
Школа была открыта, и лекции нового магистра привлекли сразу же много
учеников. В Париже, как и в других городах Северо-Восточной Франции, шла
упорная борьба между представителями различных философских школ. В
средневековой философии сложились два основных направления - реализм и
номинализм.
Родоначальником средневекового номинализма был Росцелин, учитель
Абеляра, а современный Росцелину реализм представлял Ансельм,
архиепископ Кентерберийский, ученый наставник богослова Ансельма
Ланского, ближайшим учеником которого являлся философский враг Абеляра -
Гильом из Шампо.
Доказывая "реальность" существования объектов веры, средневековый
реализм отвечал интересам католической церкви и находил с ее стороны
полную поддержку.
Учению реалистов номиналисты противопоставили учение о том, что все
общие понятия и идеи (универсалии) - есть лишь наименования ("nomia" -
"имена") вещей, существующих действительно и предшествующих понятиям.
Отрицание номиналистами независимого существования общих понятий
несомненно расчищало почву для стремления к эмпирическим знаниям.
Церковь сразу же усмотрела опасность в учении номиналистов и на одном из
церковных соборов (в Суассоне, в 1092 году) предала их взгляды анафеме.
Возвратившись в 1113 году из Лана в Париж, Абеляр возобновил чтение
лекции по философии..
В 1118 году он был приглашен учителем в частный дом, где стал любовником
своей ученицы Элоизы. Абеляр перевез Элоизу в Бретань, где она родила
сына. Затем она возвратилась в Париж и вступила в брак с Абеляром. Это
событие, должно было оставаться в тайне. Фульбер - опекун дувушки стал
повсюду рассказывать о заключенном браке и Абеляр вновь увез Элоизу в
женский монастырь Аржантейль. Фульбер решил, что Абеляр насильно постриг
Элоизу в монахини и, подкупив наемных людей, приказал оскопить Абеляра.
Философ поступил в монастырь Сен-Дени и возобновил преподавательскую
деятельность.
Церковный собор созванный в 1121 году в Суассоне осудил взгляды Абеляра
как еретические и принудил его публично предать свой богословский
трактат сожжению. Возвратившись в монастырь Сен-Дени, Абеляр погрузился
в чтение монастырских рукописей и провел за этим занятием несколько
месяцев.
В 1126 году, он получил известие из Бретани о том, что он избран аббатом
монастыря Св. Гильдазия.
Совершенно не подготовленный к роли руководителя, он быстро испортил
отношения с монахами и бежал из монастыря Св. Гильдазия.
Возвратившись из Бретани в Париж, Абеляр вновь поселился на холме Св.
Женевьевы. Как и раньше, лекции Абеляра посещало большое количество
слушателей, и его школа вновь стала центром публичного обсуждения
богословских проблем.
Немалую роль в особенной популярности Абеляра сыграла книга "История
моих бедствий". Наибольшей известностью среди школяров и магистров
"свободных искусств" в это время пользовались такие произведения
Абеляра, как "Диалектика", "Введение в теологию", трактат "Познай самого
себя" и "Да и Нет".
Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной
моральной ответственности человека за свои поступки - как
добродетельные, так и греховные. Деятельность человека определяется его
намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни
злым. Все зависит от намерений. В соответствии с этим Абеляр полагал,
что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких
греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с
их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не
являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со
своими высокими моральными принципами. Общий дух учения Абеляра делал
его в глазах церкви наихудшим из еретиков.
Инициатором нового церковного собора в 1140 году стал Бернар Клервоский.
Наряду с представителями высшего духовенства на Сансский собор прибыли
также король Франции Людовик VII.
Участники собора осудили сочинения Абеляра. Они просили у папы
Иннокентия II осуждения еретического учения Абеляра, беспощадной
расправы с последователями, запрещения Абеляру писать, преподавать и
повсеместного уничтожения книг Абеляра.
Больной и надломленный, философ удаляется в монастырь Клюни.
В 1141-1142 годах Абеляр написал "Диалог между Философом, Иудеем и
Христианином". Абеляр проповедует идею веротерпимости. Каждая религия
содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что
оно - единственно истинная религия.
Абеляр умер 21 апреля 1142 года. Элоиза перевезла прах Абеляра в
Параклет и там предала его земле. |