Джозеф Тёрнер - английский
живописец-пейзажист. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля 1775
года в лондонском районе Ковент-Гарден. Он был сын парикмахера, получил
лишь самое элементарное образование и вначале помогал отцу в его
ремесле. На художественное поприще натолкнула его дружба с Т. Джиртином
(1773-1802), впоследствии основателем нового направления в английской
акварельной живописи, который стал давать ему уроки рисования и помог
получить доступ в богатую картинную галерею д-ра Монро. Усердно
занимаясь в ней копированием мастерских пейзажей, Тернер познакомился с
другим акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752-1799), еще раньше Джиртина
стремившегося к сочности письма и к силе красок и любившего
воспроизводить поразительные эффекты воздуха и освещения. Советы Козенса
имели огромное влияние на развитие таланта Тёрнера в том направлении, в
котором он работал потом. В 1789 году он постудил в ученики Королевской
академии, а через год после того, будучи всего 15-ти лет от роду, явился
на ее выставке с акварелью "Вид Ламбертовского дворца". С этого времени
издатели альбомов и кипсеков, бывших тогда в большой моде, стали
обращаться к нему с заказами для них рисунков, изображающих
преимущественно города и красивые местности Англии. Это побудило его к
поездкам в разные пункты Миттерленда, Уэльского княжества и южного
берега Йоркшира. В 1793 году Тернер выставил в Академии первую свою
работу масляными красками, картину "Шквал", за которою следовали на
академических выставках другие две: "Рыбаки на море" в 1796 г. и "Восход
солнца" в 1797 году.
В 1799 году Тернер был избран в сопричисленные к Академии, а в 1802 году
в ее действительные члены. Предприняв в том же году впервые путешествие
на континент, он посетил Францию, берега Рейна и Швейцарию; в 1807 году
поступил в Лондонскую академию преподавателем перспективы, изученной им
в юности под руководством рисовальщика архитектурных видов Т. Мольтона и
архитектора Т. Гардвика, и около того же времени приступил к
продолжавшемуся двенадцать лет изданию "Liber studiorum" - сборника
офортов со своих пейзажных этюдов, вроде "Liber veritatis" Клода
Лоррена. Некоторые из гравюр, заключающихся в этом издании, исполнены
самим Тернером; они, равно как и все остальные, свидетельствуют, что
художник был удивительно восприимчив к впечатлениям света и ставил себе
главною задачею передачу разнообразной его игры. В 1812 году Тёрнер
выстроил себе в Лондоне дом с галереей, в которой с тех пор была
постоянно открыта для публики выставка его произведений. Он трижды ездил
в Италию, в 1819, 1829 и 1840 гг. Несмотря на счастье, не перестававшее
улыбаться ему в течение всей его жизни, несмотря на доставшиеся ему в
удел известность и материальное благосостояние, он был угрюм,
необщителен, резок в обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего
искусства, слыл чудаком, мизантропом и скрягою. Одною из его странностей
было исчезать, не предупредив никого, из дома и скрываться на несколько
дней в небольшой грязной квартире в глухой части Лондона. В одну из
таких отлучек он и умер скоропостижно (Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
скончался 19 декабря 1851 года). Значительную часть своего состояния,
простиравшегося до 140000 фн. стерлингов, Тернер завещал на
благотворительные дела, а все непроданные произведения свои (282 картины
и свыше 18000 эскизов и этюдов) - Лондонской национальной галерее. На
счет оставленной им суммы основан при Королевской академии фонд для
выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль его имени,
присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из пейзажей,
представленных Академии.
Деятельность Тернера можно разделить на три периода. Вначале, до 1805
года, он, видимо, находится под влиянием Вильсона и голландских
мастеров, а затем является удачным подражателем Кл. Лоррена и Пуссена в
области идеалистического пейзажа и ставит себе задачею достигать ясности
в композиции, рельефности с помощью контраста между светом и тенями,
прозрачности воздуха и законченности исполнения. К этому первому периоду
относятся его картины: "Кораблекрушение" (1805), "Основание Карфагена"
(1815), "Восход солнца в тумане" (1807), "Язон", "Аполлон и змей Пифон",
"Дидона и Эней" (1814), "Разрушение Карфагена" (1817) и др. С 1820 года,
после поездки художника в Италию, в его направлении происходит заметная
перемена: он становится поклонником полного света, избегает сильных
теней, пристращается к чистым и ярким тонам, особенно к пурпурному,
голубому и оранжевому, и играет множеством их переходов; в то же время
его кисть делается более широкой и свободной. Как на лучшие его работы в
этой второй манере, можно указать на "Байский залив" (1827) и на
"Улисса, осмеивающего Полифема" (1829). В последние двадцать лет жизни
Тернера его страсть к эффектности освещения и к силе красок растет все
более и более; он смотрит на природу только как на предлог для
разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения необычайные,
фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются пределами
блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных в
чарующую гармонию; вместе с тем живопись Тернера становится крайне
смелою и пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною. Из картин,
написанных им в эти годы, особенно замечательны: "Въезд в Венецию с
моря" (1843), "The Great-Western-Railway" (железнодорожный поезд,
мчащийся по виадуку среди тумана, 1844), "Путешествие Чальд-Гарольда на
богомолье" (1832), "Бой корабля Temerarious" (1839) и некоторые др.
Фигуры в картинах Тёрнера, даже в тех, для которых он брал исторические
сюжеты, очень посредственны, но являются уместно и, не бросаясь в глаза,
содействуют общему эффекту композиции. |