Elite-Home

Ангиссола Софонисба

На главную ║ Назад    Великие художники

Ангиссола Софонисба (Anguissola Sofonisba)

 

   Ангиссола Софонисба - итальянския художница. Ангиссола Софонисба родилась в 1527 году в Кремоне (Ломбардия). Её отец Амилькар Ангиссола принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать Софонисбы Бьянка Понцоне тоже была родом из известной аристократической семьи. Она умерла рано, когда Софонисбе было всего пять лет. Девочка получила блестящее и всестороннее образование. Когда Софонисбе было четырнадцать, её и сеструц Елену отец отдал в обучение к известному живописцу ломбардской школы, автору портретов и религиозных картин Бернардино Кампи. Творчество братьев Кампи (Винченцо, Джулио и Бернардино) повлияло на раннее творчество Софонисбы, развивавшееся в русле кремонской живописи, на которую оказали воздействие традиции Пармы и Мантуи и в которой даже религиозные сцены преподносились с изяществом и утончённостью. Когда учитель переехал из Кремоны в другой город, она продолжила обучение у Бернардино Гатти (известного как Иль Сойаро), который познакомил её с искусством Корреджо. У Гатти Софонисба училась около трёх лет (1551-1553). До нас дошло около тридцати её работ кремонского периода. Самая значительная из них - «Бернардино Кампи, пишущий портрет Софонисбы Ангиссолы» (ок. 1550). Интересной особенностью портрета является то, что, хотя ученица там присутствует лишь в виде изображения на картине, которую пишет учитель, именно она, а не он является основным персонажем благодаря тому, что художница, - неизвестно, сознательно или нет, - поместила себя в центр композиции, а её фигура на полголовы возвышается над фигурой Кампи.
   В 1554 году Ангиссола переехала в Рим, где делала много зарисовок как древних памятников, так и живых людей. Большой честью для художницы было знакомство с Микеланджело, ставшим по меньшей мере на два года её неофициальным учителем: в частности именно для него нарисован знаменитый «Мальчик, укушенный раком». Микеланджело предоставлял ей свои зарисовки, которые она исполняла в собственной манере, и помогал советами. Софонисбу почитали в обществе, как мало кого из её современниц, но она всё же не могла переступить некоторых ограничений, налагаемых её полом. Так, считалось, что женщинам непозволительно изучать анатомию или рисовать натурщиков, что лишало её возможности развить свой талант до уровня создания многофигурных композиций. Поэтому наследие Софонисбы в основном составляют портреты, на которых, как правило, мы видим членов её семьи («Игра в шахматы», 1555, изображающая Лючию, Минерву и Европу; «Портрет Амилькаре, Минервы и Асдрубале Ангиссола», ок. 1557-1558). Очень много у Софонисбы автопортретов, на них она предстаёт милой скромной девушкой, всегда в глухом тёмном платье, всегда занятой какой-нибудь достойной интеллигентной деятельностью, играющей на клавесине, сидящей перед мольбертом. Присутствуют в её творчестве и бытовые, и религиозные темы. Кроме таланта живописца, Софонисба обладала музыкальной одарённостью и изысканным литературным вкусом. Будучи уже хорошо известной, Ангиссола работала при различных дворах Северной Италии; побывала в 1558 году в Милане, где написала портрет герцога Альбы, который порекомендовал её испанскому королю Филиппу II. В следующем году Софонисба была приглашена к испанскому двору. Зимой 1559-1560 гг. она прибыла в Мадрид, чтобы служить придворной художницей и придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, третьей жены короля Филиппа II. Ангиссола провела в Испании двадцать лет, обучала рисованию королеву и писала официальные придворные портреты. Она запечатлела Елизаветы Валуа, сестру Филипа II Хуану, сына дона Карлоса, других членов королевской семьи, а позднее - четвёртую жену короля, Анну Австрийскую. Современником и коллегой Ангиссолы при испанском дворе был Алонсо Санчес Коэльо; принадлежность Ангиссоле или Коэльо некоторых портретов, созданных в этот период, до сих пор вызывает споры.

   Испанский король устроил личную жизнь художницы, оказав содействие её браку (1571 г.) с доном Франсиско де Монкадой, сыном вице-короля Сицилии, и обеспечив её приданым. Навестив в Италии родственников Софонисбы и поместья её мужа, чета затем прожила в Испании приблизительно до 1578 г., после чего они переехали в Палермо, где Монкада скончался год спустя. По пути домой в Кремону, Ангиссола познакомилась с Орацио Ломеллино, бывшим капитаном судна, на котором она плыла, бывшим моложе её. В 1580-х гг. они поженились и, поселившись в Генуе, жили долго и счастливо. Муж всячески поддерживал жену в её творческой деятельности; Софонисбе были созданы прекрасные условия для творчества, предоставлены отдельные апартаменты и собственная мастерская. К этому времени индивидуальный стиль Ангиссолы достиг зрелости. Помимо портретов, художница, всегда интересовавшаяся религией, вновь, как когда-то в юности, обратилась к религиозной теме, но до нас дошла лишь незначительная часть этих произведений.
   Многое художники приезжали к ней учиться и делиться мнениями об искусстве. Она была ведущим портретистом в Генуе, пока не переехала в Палермо в последние годы жизни. В 1620 году она создала свой последний автопортрет. Самым известным её посетителем последних лет стал в 1623 году ван Дейк; он нарисовал её портрет и оставил восхищённый отзыв об этой женщине, ослабевшей зрением, но сохранившей ясность мысли и свежесть восприятия мира и искусства. Молодой художник смотрел на старую даму с восторгом, шепча про себя: «Она видела Микеланджело!» Умерла Ангиссола в Палермо в 1625 году и там же похоронена.
   Софонисба Ангиссола создала свой стиль, которому многие художники стремились подражать. Несколько наивная жанровость её работ отличает их от иератически застылого парадного портрета эпохи маньеризма. Её успех открыл путь в художники других женщинам эпохи Ренессанса, таким как Лавиния Фонтана, Барбара Лонги, Феде Галиция и Артемизия Джентилески. Творчество Ангиссолы стало одним из образцов для последующих поколений художников. Её «Портрет королевы Елизаветы Валуа» являлся наиболее часто копируемым полотном в Испании; среди копиистов был и Рубенс.
   По материалам: www.museums.in.ua/.

"Портрет Амилькара, Минервы и Асдурбала Ангиссола"

"Игра в шахматы. Лучия, Минерва и Европа Ангиссола"

"Портрет Елизаветы Валуа"

"Портрет Алесандро Фарнезе"

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru