Солимена - итальянский
живописец, архитектор и поэт. Франческо Солимена родился в 1657 году в
Канале ди Серино близ Неаполя, в семье художника Анджело Солимены. На
его формирование оказали влияние росписи и картины Луки Джордано в
церквях Неаполя. Подражание караваджистским приемам Джордано проявилось
в ранних работах художника - фресковых росписях в церкви Санта Мария
донна Реджина и в церкви Джезу Нуово. Однако в изображении Солименой
переживаний героев ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у
Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных
сюжетов.
Первой крупной работой художника явились росписи в Сан Паоло Маджоре в
Неаполе, где им были написаны сцены «Падение Симона Мага» и «Обращение
Павла» (около 1690). Среди сложных многоэтажных архитектурных
сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие
фигурки святых и ангелов. В отличие от Джордано Солимена будет часто
вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в
бурном движении, фигуры рождают, однако, ощущение чувственного
праздничного духа, предвосхищая дух изящных светских аллегорий рококо.
Караваджистский прием драматической игры пятен света и тени придает
эмоциональную напряженность композиции полотна «Мученичество святой
Юстинианы» в алтаре церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе. После посещения
Солименой около 1700 года Рима в его живописи усиливается рассудочность,
классицистические черты под влиянием искусства К. Мараты и мастеров его
круга. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для
дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают
для работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает
работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают
ученики, воспитанные в созданной художников «Академии» (Accademia
Solimenesca), такие как С. Конка, К. Джакунито, Ф. де Мура, Дж. Бонито и
другие.
Этапными работами Франческо Солимена в Неаполе стали росписи плафона
церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово (эскиз хранится в Лувре), в
которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый колорит;
усилившейся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря
на бравурный мазок; некоторая застылость поз, жестов в изображении
маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В
подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала
Сената в Генуе (1715-1717, погибли), к которым сохранились два эскиза -
«Мученичество святой Юстинианы» (Национальные галереи Каподимонте),
«Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя, собрание Де Феррари). И
наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление
классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен
(«Похищение Орейтии», Рим, Галерея Спада; «Ревекка и Элиазар», Вена,
Академия художеств), в которых с рокайльным изяществом, а не
барочно-классицистической патетикой переданы мифологические сцены.
Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его
инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 - в Неаполе) был издан «Словарь
итальянских живописцев» П. А. Орланди, а в 1742 году - труд Б. Де
Доменичи «История неаполитанской живописи». Высоко ценились
современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах «Мужской портрет»
(Венеция, собрание Сонино), «Мужской портрет» (Москва, Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм
портретируемых. Портреты барочны по своему образному строю, о чем
свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение
моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах с книгами и пером,
сквозь окна которых виден родовой замок. Светской утонченностью наделены
портретные образы в полотне «Граф Альтан преклоняет колени перед
австрийским императором Карлом VI» (Вена, Художественно-исторический
музей), что, однако, не умаляет их внутренней холодности. Среди работ
художника выделяется «Автопортрет» Франческо Солимены (Неаполь,
Национальный музей Сан Мартино), в котором живописец стремится
подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности
его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с
созданными им стоящими на стайках холстами. Как всегда это рассказ о
жизни, творчестве, судьбе художника.
Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших
в первой половине 18 века в Риме, его живопись изучали С. Риччи, О.
Фрагонар и другие известные мастера, многие из которых исполняли гравюры
с его произведений. Солимена был очень плодовит и написал огромное
количество портретов, пейзажей, картин на исторические сюжеты. И все же
к лучшим работам художника относят монументальные фрески в церкви Сан
Паоло Маджоре в Неаполе. Скончался Франческо Солимена в 1747 году в
Неаполе. |