Альфред Сислей -
французский живописец-пейзажист английского происхождения. Альфред
Сислей родился 30 октября 1839 года в Париже. В возрасте восемнадцати
лет был послан в Англию учиться коммерции, но Альфред вместо этого
увлекся живописными откровениями Констебла и Боннингтона и одним из
первых "открыл" для французов пейзажное новаторство Тернера. По
возвращении в Париж Сислей поступил в мастерскую художника Глейра, где
подружился с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем. Быстро
разочаровавшись в академическом обучении, все четверо бросают занятия у
Глейра. Намереваясь найти прекрасное в обычном, молодые новаторы
поселились в Шайи близ Фонтенбло. С тех пор навсегда определились мотивы
Сислея - изображению столицы он предпочитает ее скромные окрестности и
малоприметные уголки провинциальных городов. В 1866 году Сислей работает
в Марлотте с Ренуаром, в 1867 году - в Онфлере с Базилем. Затем
последовал любимый всеми импрессионистами Аржантей и, наконец Порт
Марли, особо полюбившийся Сислею. Одна только тема наводнения в Порт
Марли составила у него целую серию.
Во время франко-прусской войны Сислей как британский подданный находился
в Лондоне, где завязал весьма полезное знакомство с Дюран-Рюэлем,
который вскоре стал покровителем всех импрессионистов, устроителем их
выставок в своих галереях во Франции и за рубежом. Впервые в
художественной критике имя Сислея упомянуто рядом с товарищами в
памятном для всех 1874 году. Как всех импрессионистов, Сислея в картине
занимает не сюжет, а тончайшие особенности природных состояний, света и
цвета. Ненасытный в постижении мастерства, художник не стыдился учиться
у сверстников. Так, вместе с Камилем Писсарро он писал зимние пейзажи в
Лувесьене ради изучения открытых импрессионистами рефлексов и цветных
теней, в другое время живопись Сислея находилась под воздействием
Ренуара и Клода Моне. Не напрасно художник испытывал стойкое влечение к
музыке, любовь к которой воспитала в нем мать, а затем развило
совместное музицирование с Фредериком Базилем. Сислей писал, что
музыкальная фраза составляет как бы часть его самого - музыкально
окрашена вся его живопись. Из-за этого он часто намеренно сводит весь
колористический строй картины к одному единственному тональному ключу -
голубому, как в "Наводнении в Порт Марли", или серому, как в "Ветреном
дне в Вене".
Сложившись к началу 80-х годов, манера Сислея, не в пример Писсарро или
Моне, впоследствии мало менялась. Сдержанный и застенчивый,
сосредоточенный исключительно на работе, художник испытывал мало
интереса к широковещательным декларациям и еще меньше к "эпатажу" не
понимавшей импрессионизм буржуазной публики. В яростных спорах
профессионалов, ежевечерне разгоравшихся в парижских кафе, Сислей был
последним. Тем не менее именно его, молчаливого, но неизменно надежного,
выбирали обычно в комиссии по устройству выставок и для принятия
важнейших для всей группы решений. После бульвара Капуцинов Сислей
участвовал в импрессионистских экспозициях 1876 и 1877 годов, но затем
отошел от выставок. Всецело отдавшись одной живописи, общаясь только с
семьей, он ведет полунищее существование, получая ничтожные суммы за
свои картины и все глубже увязая в долгах. Но главное, возрастает его
одиночество и отчуждение от коллег. С 1882 года Сислей вообще оставляет
традиционные встречи импрессионистов. Радостный свет остается только в
его пейзажах. И в 90-е годы художник не добился того успеха, какой к
тому времени обрели Писсарро, Ренуар и Моне.
В 1897 году Сислей делает
последнюю отчаянную попытку вырваться из забвения при помощи
персональной выставки. То, что критика и на нее ответила дружным
молчанием, стало для живописца последним ударом. Тогда только он
вспомнил о товарищах юности и вызвал одного из них для прощания. Через
шесть дней по приезде Клода Моне - 29 января 1899 года Альфред Сислей
умер в городке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло. |