Давид Сикейрос -
мексиканский живописец и график. Хосе Давид Альфаро Сикейрос родился 29
декабря 1896 года в мексиканском городе Камарго, провинция Чиуауа. К
одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году
мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико.
Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной
Академии «Сан Карлос». Здесь Сикейрос становится одним из студенческих
вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. После выхода из
тюрьмы вместе с друзьями Сикейрос создает школу предместье Мехико -
«Санта Аните». Она становится не только художественным заведением, но и
центром подпольной политической организации студенчества. В сентябре
1910 года народ Мексики поднялся против тридцатилетней диктатуры
президента Порфирио Диаса, и молодые художники уходят в боевые
повстанческие ряды. Всего за два года Сикейрос проходит путь от рядового
до капитана, члена Главного штаба генерала революционных войск Диегеса.
В перерывах между боями он рисует. Так с той поры и соседствуют кисть и
винтовка.
Революция завершилась в 1917 года приходом к власти
буржуазно-демократического правительства. Мексиканское искусство встает
на путь утверждения демократических идеалов. В 1918 году под
руководством Сикейроса проводится «Конгресс солдатских художников», где
прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдания народа и
его борьбу. В 1922 году Сикейрос вместе со своими
друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат
революционных живописцев, графиков и технических рабочих». Программа
Синдиката была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической
декларации» «Мы провозглашаем, что данный момент - это момент
социального перехода от дряхлости к новому порядку творцы нового должны
вложить все свои силы в создание искусства, ценного для народа, которое
просвещает и направляет в борьбе». Таким искусством для художников
Синдиката стала монументальная живопись. С 1922 года по заказу директора
Национальной подготовительной школы в Мехико художники Синдиката, в их
числе прославившаяся в дальнейшем «великая тройка» мастеров (Сикейрос,
Кпементе Ороско, Диего Ривера), расписали стены школы. Из росписей
Сикейроса - цикла «Земля и свобода» - сохранилось немногое. Подсказанные
революцией идеи выражены языком, близким древнему индейскому искусству.
В то же время Сикейрос большое внимание уделяет редактированию газеты
Синдиката «Эль мачете», ставшей позднее печатным органом ЦК мексиканской
компартии. Еще в начале двадцатых годов он вступает в компартию. Вскоре
Сикейроса избирают в ее Центральный комитет. Сикейрос организует
латиноамериканскую профсоюзную конференцию. Он редактирует, оформляет и
издает профсоюзный еженедельник «Молот», который объединил вокруг себя
передовые силы мексиканского пролетариата.
К середине 20-х годов в стране активизируются реакционные силы.
Художники вынуждены объявить роспуск Синдиката. Лишенные работы,
подвергающиеся преследованиям, многие прогрессивные мастера покидают
Мехико. Сикейрос уезжает в Гвадалахару. С профсоюзной делегацией рабочих
в 1927 году Сикейрос впервые приезжает в Москву, на IV конгресс
Профинтерна. В мае 1930 года за политическую деятельность Сикейроса
заключают в тюрьму. Затем его ссылают в город Таско. Непосредственным
поводом для ареста послужило участие художника в народной демонстрации.
В ссылке Сикейрос пишет станковые картины, создав менее чем за год более
ста полотен, самые известные из которых - «Несчастный случай на шахте»,
«Эмилиано Сапата», «Крестьянская мать». Кто-то из друзей Сикейроса,
глядя на картину «Несчастный случай на шахте», сказал «Если Ривера
изображает человека, который может страдать, а Ороско изображает
страдающего человека, то Сикейрос воссоздает само страдание». В январе
1932 года после короткого пребывания в Мехико Сикейрос из-за
преследования властей уезжает в США. В Лос-Анджелесе он расписал стену
художественно-промышленного училища. На стене площадью шесть метров на
девять, с проемами окон и дверью, художник создал многофигурную
композицию «Митинг на улице». Причем лишь при помощи аэрографа -
устройства, напоминающего пульверизатор.
Сикейрос вздумал изобразить в композиции негров, стоящих рядом с белыми.
И это не где-нибудь, а в Лос-Анджелесе! На него ополчились все
американские расисты. Неудивительно, что фреска была уничтожена. Тем не
менее там же, в Лос-Анджелесе хозяин крупнейшей художественной галереи
заказал роспись одной из наружных стен галереи размером тридцать метров
на двадцать на тему «Тропическая Америка». «Нетрудно догадаться, -
говорит художник, - что в его представлении «Тропическая Америка» была
райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и
попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я
изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте, на котором
сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском
долларе... За это я поплатился изгнанием из Соединенных Штатов. Но
фреска моя свое назначение выполнила. Она была произведением
мексиканского художника, сражавшегося за революцию и стремившегося не к
тому, чтобы запечатлеть трепет своих эстетических переживаний, а к тому,
чтобы выполнить свой великий долг дать в образной форме выражение
революционной идеологии».
Вскоре Сикейрос совершает поездку по странам Латинской Америки. Его
первая остановка - в Монтевидео. Там он впервые экспериментируете
технико-индустриальным материалом - пироксилином. В новом материале он
выполняет картину «Пролетарская жертва». «Сикейрос не замыкается в
пределах одного жанра, одной выбранной темы или приема, - пишет И.А.
Каретникова. - Наряду с идейно-тематическими композициями, пейзажами он
создает портреты. Сикейрос выявляет в них главные черты характера
человека. Как и в росписях, обобщенность формы выражает монументальность
образов, а в этой монументальности - признание значительности и
активности человека в жизни. Когда смотришь на «Портрет негритянки»
Сикейроса, один из лучших портретов, созданных художником, кажется, что
свет грандиозного прожектора скользит по ее лицу. Игра света и тени
выражает психологическое состояние человека, сильного и мужественного по
природе своей, но затравленного, на достоинство которого не раз
посягали. В портрете известного американского композитора и пианиста
Джорджа Гершвина - это скорее живописная сцена, нежели традиционный
портрет, - Сикейрос создает композицию, словно пронизанную звуками
музыки и насыщенную эмоциями концертного зала. Музыкант кажется единым
целым с роялем, на котором он играет, - черный фрак, белая манишка,
черный полированный инструмент и ослепительно белые сверкающие клавиши,
изогнутая фигура исполнителя и словно подавшийся ему навстречу рояль».
В 1934 году художник возвращается в Мексику и возглавляет «Национальную
лигу борьбы против фашизма и воины». Как художника его увлекают поиски
нового стиля, свободного от этнографизма и подражания древности. Он
пишет картину «Взрыв в городе». Сикейрос словно предчувствовал то
страшное, что несет человечеству фашизм. С конца 1935 по конец 1936 года
Сикейрос живет в Нью-Йорке, где основывает Экспериментальную мастерскую
живописной техники, разрабатывающую новые краски и приемы монументальной
живописи. Его картины «Коллективное самоубийство», «Эхо плача»,
«Остановите войну!» и многие другие наполнены пафосом политической
борьбы.
С началом Гражданской войны в Испании Сикейрос отправляется добровольцем
в республиканскую армию. В звании подполковника он бьется с фашистами в
легендарной бригаде Энрико Листера. Вернувшись на родину в 1939 году,
художник пишет несколько станковых картин. Среди них - превосходная по
реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной
пластике форм, картина «Рыдание». В том же году он выполняет при участии
Л. Ареналя, А. Пухоля и X. Рено большую роспись «Портрет буржуазии».
Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала Клуба
электриков в Мехико. Человек, оказавшийся перед этой огромной фреской,
названной «Портрет буржуазии» и представляющей зрителю политическую и
социальную действительность капиталистического мира, как бы не замечает
стенных граней, углов помещения. Изображение естественно перетекает с
одной плоскости на другую, «стирая» их границы.
С конца сороковых годов Сикейрос обращается к конструктивно новым
поверхностям, на которых располагаются росписи «Будущие росписи покончат
с исключительно плоской поверхностью панелей, присущей станковой
живописи, они будут покрывать выпуклую и вогнутую, то есть активную
поверхность стен». В вестибюле госпиталя де ля Раса в Мехико Сикейрос
расписывает овальную стену. Сферическая поверхность стены придает
фигурам динамику, насыщает их активностью, соединяет статическое
изображение, каким по природе своей является живопись, с ритмами
движения окружающей жизни. Большинство росписей, выполненных Сикейросом
в сороковых-шестидесятых годах, располагается на стенах со сферическими
поверхностями. Это «Аллегория равноправия рас» на Кубе, «Смерть
захватчика» в Чили, «Гуатемок против мифа» и многие другие росписи в
Мексике. Национальная ассоциация мексиканских актеров в конце
пятидесятых годов заказала Сикейросу настенную роспись в театре Хорхе
Негрето, высказав при этом пожелание, чтобы художник изобразил историю
сценического искусства, включая кинематографию. «Моим намерением с
самого начала было создать произведение, которое бы внушало актерам, а
косвенно и драматургам, мысль о необходимости совершить в театре такой
же переворот, какой мы совершили в живописи», - пишет Сикейрос.
Исполнительный комитет Национальный ассоциации актеров пришел к
заключению, что роспись Сикейроса представляет собой
антиправительственную агитацию. Государственные власти приказали
приостановить работу над росписью и наложили на нее арест.
Сикейрос уезжает из Мексики. Он едет на Кубу, посещает Венесуэлу. Затем
он был арестован на родине 9 августа 1960 года за участие в студенческой
забастовке. В камере Лекумббрийской тюрьмы он провел более 1600 дней. По
выходе из заключения Сикейрос создает серию «Современная Мексика из окон
тюрьмы». В своем стремлении к новому синтезу живописи и архитектуры
Сикейрос с помощью 50 других художников расписал в 1965-1972 годах
Полифорум Мехико огромными фресками, общей площадью 4600 квадратных
метров. В этом комплексе архитектура и зрители буквально сливаются с
мощной динамической живописью.
Умер Давид Сикейрос 6 января 1974 года в Куэрнаваке. |