Поль Сезанн - французский
художник. Поль Сезанн родился во Франции 19 января 1839 года в городе
Экс-ан-Прованс в семье состоятельного буржуа. Его отец был владельцем
шляпного магазина. Он женился на матери Поля, Анне-Элизабет, когда
мальчику уже исполнилось пять лет. Поль учился в одной школе с писателем
Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом.
Мальчиков сближала любовь к литературе. В 1852 году Поль стал
пансионером «Коллежа Бурбон». Здесь он пребывал до 1858 года, последние
два года, до 1858 года, был приходящим учеником. В том же году Поль
начинает учиться в Муниципальной школе рисования. При поддержке матери и
младшей сестры Мари он получает от отца разрешение посвятить себя
живописи и в 1861 году отправляется в Париж. Некоторое время он учится в
академии Сюиса, но уже в сентябре возвращается в Экс-ан-Прованс. Поль
устраивается служащим в отцовском банке и снова посещает рисовальную
школу. Через несколько месяцев он уезжает в Париж, где проваливается на
вступительном экзамене в Школу изящных искусств. Вскоре Поль вновь
возвращается в столицу, снимает мастерскую. Отныне жизнь художника
связана с двумя городами - Парижем и Эксом.
Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по
которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских
живописцев. Бывая в столице, Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем,
Ренуаром, Мане. Как и его новые друзья, будущие импрессионисты, Поль
охотно проводит время в пригородах столицы. Он много работает в
окрестностях Экса - в Эстаке, в Гарданне, в имении отца Жа-де-Буффан. Со
временем поездки в Париж становятся все более редкими. Уже в ранних
произведениях Сезанн ищет способы передачи материальной сущности вещей.
Его привлекает Домье остротой формы, динамикой, смелыми контрастами
темных и светлых цветовых пятен. Творчество этого периода имеет ярко
выраженный романтический характер «Убийство», «Натюрморт с черепом и
подсвечником», «Оргия», «Человека голубом колпаке», «Дядюшка Доминик»,
«Девушка у пианино». Можно выделить среди этих работ большой «Портрет
отца». Таким образом, Поль, наверное, хотел утвердиться в глазах отца
как художник.
В 1870 году началась война с Пруссией. Отец дважды «выкупал» Поля,
спасая от призыва в армию. Художник уезжает в Эстак, неподалеку от
Марселя. Здесь он живет с молодой натурщицей Гортензией Фике. В 1872
году у них рождается сын Поль. «Брак долгое время держали в секрете от
отца, - рассказывает Ю.Г. Шапиро. - Лишь в 1878 году последний случайно
узнал все и наказал сына, наполовину уменьшив средства, которые давал
ему на жизнь. Сезанн был вынужден вернуться в Экс, временно оставив жену
и маленького сына в Марселе, где их поддерживал, посылая деньги, Золя.
Лишь в 1886 году художник смог официально оформить брак с Гортензией
Фике. А несколько месяцев спустя, после смерти отца, он стал обладателем
значительного состояния». После сближения с импрессионистами Сезанн
часто пишет картины на пленэре. Вместе с Писсарро художник работает в
Понтуазе под Парижем (1872), а затем переезжает в Овер, где остается до
1874 года. В этот период Сезанн еще работает в манере импрессионистов, в
живописи которых главным была динамика изображения свето-воздушной
среды. Его палитра заметно посветлела, очистилась от черных тонов. В ней
зазвучали насыщенные зеленые и золотистые тона. Отказавшись от
построения формы с помощью контуров, Сезанн начал лепить ее цветом, от
чего форма сделалась более пластичной и весомой. В 1874 и 1877 годах
Сезанн выставляется вместе с импрессионистами. На первую выставку
импрессионистов художник представил три картины, в том числе «Дом
повешенного» (1873). Несмотря на критику, у этой картины нашелся
покупатель. Он объяснял удивленным знакомым «У меня есть гарантия -
личное письмо Клода Моне, в котором он заверяет, что картина еще станет
знаменитой. Я прикрепил это письмо с задней стороны картины. Если
недоброжелатели вздумают надо мной посмеяться, я сразу покажу им
письмо!» На Сезанна нападали еще яростнее, чем на других
художников-импрессионистов. Он отошел от группы, постепенно уединился,
стал подолгу жить в Эксе «Я решил молча работать вплоть до того дня,
когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих
опытов», - писал художник. Иллюзорная передача природы и нюансов
освещения уже не удовлетворяет Сезанна. Художник стремится показать мир
объективно. Он хочет передать постоянные качества природы, найти и
запечатлеть на холстах тот извечный порядок и гармонию мироздания,
которые он не находил в разрываемой противоречиями социальной
действительности своего времени. На смену импрессионистическому
«изображаю как вижу» приходит сезанновское «изображаю как есть».
Начинается самый плодотворный период Сезанна - «классической живописи».
Между 1882 и 1888 годами внимание его в основном сосредотачивается на
пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения «Поворот
дороги» (1882), «Маленький мост» (1882-1885), «Дома в Эстаке»
(1882-1885), «Вид Гарданны» (1885-1886), многочисленные изображения горы
Сент-Виктуар (1885-1887), «Пейзаж с горой святой Виктории» (1885-1887),
виды Марсельской бухты, «Мост через Марну в Кретёе» (1888). После 1890
года и до конца века лучшие шедевры Сезанна - это портреты «Курильщик»
(1892), «Мальчик в красном жилете» (1890- 1895), «Пьеро и Арлекин»
(1888), «Мадам Сезанн в желтом кресле» (1890-1894), «Портрет садовника
Валлье» (1906). В картине «Пьеро и Арлекин» художник использовал в
качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи
являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и
демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски
художественно-пластического решения. Напряженная, несбалансированная
композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению
экспрессионизма и кубизма. «Портрет Поля Сезанна» (1890-1894), быть
может, самый человечный из всех автопортретов Сезанна. Изображение
превосходно вписано в окружающее его пространство, объемно выступая из
него как внезапное и мощное видение. «Женщина с кофейником» (1890 и
1894), обращенная лицом к зрителю, предстает перед нами как
монументальная башня, поражая массивностью своих форм. Положение фигуры
в пространстве и трактовка окружающей обстановки создают полное единство
картины. Ярко-синий цвет платья, облекающего мощное тело, контрастирует
с нежным серовато-розовым цветом фона и ярко-оранжевым тоном кожи.
«Картежники» (1890-1892), пожалуй, самая выдающаяся композиция Сезанна.
Он много раз изображал этот мотив с большим или меньшим числом игроков.
Цветовой эффект основан на контрастах между сине-фиолетовой курткой
игрока, сидящего слева, и желтой с синими тенями фигурой игрока справа и
на контрасте этих тонов с красными тонами фона и тел с желтым тоном
стола. В середине девяностых годов Сезанн начинает работать над
портретами, которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и
оставались незавершенными - «Портрет А. Воллара» (1899), «Портрет Г.
Жеффруа» (1895). «Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись
в многочисленных натюрмортах, - считает Н.Л. Мальцева. - Простые по
мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей,
как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них
раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия».
Свои первые натюрморты «Черные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником»
Сезанн написал около 1869-1870 годов. Объекты картин Сезанна настолько
вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем он умеет обратить
наше внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с
геранью и фрукты» (1890-1894), «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899).
Одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина
«Персики и груши» (1888). В начале XX века Сезанн создает знаменитую
теорию, по которой во многом пойдет развитие авангардного искусства. В
письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои
взгляды «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря,
через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра.
Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь - рисуешь чем
гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет
достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и
соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки». Слава
приходит к художнику в конце жизни. На картине «В честь Сезанна» Морис
Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются
им это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.
В 1904 году проходит большая ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем
Салоне. На следующий год там же выставлены «Большие купальщицы», над
которыми художник работал семь лет. В Экс начинается паломничество
художников, коллекционеров и критиков. Сезанн оставался фанатиком
живописи до своего последнего вздоха. В конце жизни он из-за диабета уже
не мог далеко ходить пешком, но каждый день в любую погоду, невзирая на
болезнь, отправлялся на этюды в повозке. Поль Сезанн умер 22 октября
1906 года в Экс-ан-Провансе (Франция), после продолжительной болезни,
связанной с простудой при работе над очередной картиной. |