Андрей Рублев - русский
живописец. Андрей Рублев, скорее всего, родился в Московском княжестве
около 1340 года, воспитывался в семье потомственных иконописцев. Еще в
молодости он постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой
лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего
времени - основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность
непосредственно общаться с ними.
В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и "старцем Прохором с
Городца" в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме
сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения
праздников. В 1408 году вместе с Даниилом Чёрным он работал над фресками
и иконами иконостаса Успенского собора во Владимире (ныне иконы хранятся
в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее,
Санкт-Петербург). В 1425-1427 гг. расписал Троицкий собор
Троице-Сергиевого монастыря (фрески не сохранились) и создал несколько
икон для его иконостаса, отмеченных необычным для него драматизмом.
Последней работой Андрея Рублёва источники называют роспись Спасского
собора Спасо-Андроникова монастыря (1427, сохранились фрагменты
орнаментов). Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по
единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно
лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт,
торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна,
построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и
красным, синего с вишневым. Образы святых - это образы
мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству
исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна
Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно
кисти Рублева.
Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл
искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны
возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать
мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана
Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что
фрески Рублёва "дымом писаны". Его письму присущи гармоничность,
лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность.
Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение",
"Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение",
"Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". От работ других мастеров они
отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении
евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств,
одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью,
утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа
звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.
В конце жизни Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где и скончался 17
октября 1430 года. В 1989 году канонизирован Русской православной
церковью. |