Боровиковский - русский
художник, мастер портрета. Владимир Лукич Боровиковский родился 24
июля 1757 года в Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Отец художника
занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями
Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной
традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но
военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел
в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном
иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано
большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не
сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой
церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и
религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей
жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и
некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве.
Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее
В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной
картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в
котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на
юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его
в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в
северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора,
поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился
просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на
мировоззрение и эстетические взгляды художника. В 1792 году
Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б.
Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение
нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским
был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко
(Днепропетровский художественный музей).
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет
«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», за который его
признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого
князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В
1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на
полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой,
в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского
искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного»
человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир
чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей
художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер
подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском
искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов,
однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их
как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт
работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые
выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки», портреты
крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа и другие работы.
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла
вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему
присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных.
Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные
деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело
сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели,
типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные
и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений,
позволявший выявлять характеристику модели.
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т.
Гагариных, которым завершается период «сентиментального» Боровиковского
и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период»
творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном
семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи
получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской
идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность,
эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью
образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной
пластикой моделей.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания
религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора
в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа
для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский
выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской
губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от
традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в
Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых
наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Боровиковский умер 6 апреля 1825 года в Петербурге. |