Elite-Home

Парис Бордоне

На главную ║ Назад    Великие художники

 

Парис Бордоне (Paris Bordone)

 

   Парис Бордоне - итальянский художник. Парис Бордоне родился в 1495 году в Тревизо (Италия). В 1518 году переезжает в Венецию, где и получает первый заказ. Работал в Венеции, Тревизо, Милане, Генуе. По свидетельству Вазари, Парис Бордоне в 1538 году посетил Францию и работал в Фонтенбло, а затем в Аугсбурге по заказам патрицианской семьи Фуггеров. Париса Бордоне выделяет незаурядное мастерство колорита, яркая декоративность живописи. Таковы его "Святое семейство" (Милан, Пинакотека Брера), "Вручение дожу перстня святого Марка" (1534; Венеция, Академия). В позднейших работах Париса Бордоне чувствуется сильное влияние маньеризма и определенный упадок мастерства. Его портреты отличаются правдивостью жизненной характеристики. Особо следует упомянуть "Венецианских влюбленных" (Пинакотека Брера, Милан), полных, может быть, несколько холодного чувственного очарования.
   Временем наибольшего творческого расцвета творчества Париса Бордоне были 1520-1530-е годы. В 1520-х он разрабатывает один из излюбленных мотивов раннего Тициана, трактуя традиционные темы "Мадонна со святыми" и "Святое Семейство" как идиллические сцены спокойного отдыха и тихой беседы на фоне буколического пейзажа с зелеными лугами, округлыми кронами деревьев, далекими холмами ("Св. Семейство со св. Екатериной", Санкт-Петербург, Эрмитаж; "Святое Семейство", Милан, галерея Брера; "Мадонна со святыми", Глазго, Художественная галерея; "Мадонна со святыми Георгием и Иоанном Крестителем", Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Красота широко расстилающегося пейзажа и романтические интонации определяют характер алтарной композиции "Битва св. Георгия с драконом" (ок. 1525, Ватикан, Пинакотека). Лучшей и наиболее известной работой художника Париса Бордоне является монументальное полотно "Чудо с кольцом" (1534, Венеция, галереи Академии), посвященное одной из исторических легенд Венеции - передаче рыбаком венецианскому дожу кольца, полученного от Святого Марка. Опираясь на традиции исторических и повествовательных композиций мастеров 15 века Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо, художник Парис Бордоне создает историческую композицию нового типа. Огромную роль в картине играет великолепная архитектура, создающая атмосферу праздничного триумфа, определяющая образное начало всей композиции. Насыщенные контрасты света и глубоких теней подчеркивают грандиозность и богатство архитектурных форм открытого павильона, где восседают дож и его приближенные, мощь колоссальной арки, в пролете которой открывается великолепная панорама уходящих в глубину мраморных дворцов, купающихся в солнечном сиянии. Такая же панорама становится главным мотивом фона в картине "Вирсавия" (ок. 1543, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Однако искусство Бордоне уже утрачивает былую гармонию; безуспешно пытаясь овладеть складывавшимися в Венеции новыми элементами изобразительного языка, он сообщает позам, жестам, движениям своих персонажей надуманность и искусственность. Эти элементы нарастают в его поздних многофигурных композициях. В 1550-1560-х годах Бордоне создает ряд аллегорических композиций ("Двое влюбленных в виде Марса и Венеры, увенчанных Победой", 1560, Вена, Музей истории искусства) и серию женских портретов, т. н. куртизанок (Лондон, Национальная галерея; Вена, Музей истории искусства), холодных и эффектных, с тщательно выписанными хитроумными прическами и бликующими складками пышных одеяний.

   Умер Парис Бордоне в январе 1570 года в Венеции.
   Источник: http://smallbay.ru/.

"Шахматы", 1540 год

"Венецианские любовники". Милан

"Спящая Венера и Купидон"

"Портрет молодой женщины". Музей истории искусств, Вена

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru