Рерих - русский художник,
ученый, литератор. Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874
года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича
Рериха. С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде
всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино,
позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая
Константиновича уникальным и ярким. По окончании гимназии Карла Мая в
1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет
Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую
Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа
Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями
культуры того времени - В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А.
Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. В 1897 году
Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина
«Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского
искусства П.М. Третьяковым.
Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора
Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно
помощником редактора художественного журнала «Мир искусства». В 1899
году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него
верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь.
Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в
сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди
поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно
дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания
Николая Константиновича. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий
ученый-востоковед, а в 1904 гооду - Святослав, который изберет ту же
стезю, что и отец. В 1903-1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает
путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40
городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по
старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия
стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К.
Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной
художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. К этому
же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные
в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов. Знакомство с
философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н. К.
Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась
древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное
величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы»,
«Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и
Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.
В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рерих по настоянию врачей
вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье
Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени
выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения
Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия
закрыла границы с Россией и Н. К. Рерих с семьей оказался отрезанным от
Родины. В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай
Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того
же года он принимает приглашение С. П. Дягилева оформить в Лондоне
русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А. П. Бородина и выезжает с
семьей в Англию. В 1920 году Рериху приходит предложение от директора
Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по
30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и
вместе с семьей покидает Лондон.
В 1923 году Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается
подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника -
экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно
привлекали внимание Н. К. Рериха не только как художника, но и как
ученого. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную
эволюционную задачу. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928
года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и
перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие
манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги
(«Сердце Азии», «Алтай - Гималаи»), создано около пятисот картин, на
которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой
красоты. По окончании экспедиции в июле 1928 года Рерих основывает
Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита
означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных
Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в
Индии, и пройдет последний период жизни художника.
В 1934-1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в
районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную
Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений.
В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского
Музея Николая Рериха и доверенное лицо Рериха, американский бизнесмен
Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно
овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его
владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе.
Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные
собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные
Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили
значительную часть картин.
С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих
использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от
нее. Вместе с младшим сыном С. Н. Рерихом он устраивает выставки и
продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной
Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по
радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и
растерянности. Даже в самые критические дни войны - только уверенность в
победе русского народа. В эти грозные для России годы художник в своем
творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он
создает целый ряд картин - «Князь Игорь», «Александр Невский»,
«Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории,
предрекает победу русского народа над фашизмом.
О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что
более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных
учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным
членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии - с
Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские
философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы
почитали его как великого мудреца. Признание заслуг в общественной,
научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не
повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и
российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт - России. Мысль
о возвращении на Родину не покидала Рериха никогда. Сразу же по
окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его
намерениям не суждено было осуществиться - в самый разгар приготовлений,
13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему
отказали. На месте погребального костра, перед ликом величественных
снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором
была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню
тело Махариши Николая Рериха - великого русского друга Индии. Да будет
мир». |