Рембрандт - голландский
художник, рисовальщик и гравёр. Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15
июля 1606 года в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в
Лейдене. В 1620 году отец устраивает Рембрандта в Лейденский
университет. Но он проучился недолго - решил стать художником. Три года
он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода
учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Ластман, искусный
мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом
светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма
действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие
годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских
и мифологических сцен.
В 1631 или в начале 1632 года Рембрандт переезжает в Амстердам, где
сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа».
Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который
покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает
молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера. В 1634 году
Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году
вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг.
он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного
благополучия. В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с
Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт
изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы
золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают
радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены,
полных надежд и мечтаний. Но трое его детей умерли во младенчестве, и
только сына Титуса, родившегося в 1641 году, не постигла эта участь.
Однако в следующем году умерла Саския. Тем не менее, именно в эту пору
Рембрандт пишет самую знаменитую свою картину «Ночной дозор» и достигает
вершины славы. В "Ночном дозоре" Рембрант по-новому решает традиционный
для голландского искусства жанр группового портрета. Картина (1642,
Рейкс Мюзеум, Амстердам) представляет собой групповой портрет членов
стрелковой гильдии и решена художником как реальная сцена на улице.
Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех
участников, создав сцену, полную движения. Контрасты света и тени,
эмоциональность живописи передают взволнованность события. Картина
приобретает исторический характер, повествуя о мужественных людях,
готовых с оружием в руках отстоять свободу и национальную независимость
своей родины. Заказчики не поняли замысла художника, и начиная с этой
картины конфликт с господствующей средой будет усиливаться, но он не
уменьшит энергии мастера, и Рембрандт по-прежнему будет создавать
реалистические полотна, замечательные по силе эмоционального
воздействия.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Он
отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу
большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа.
Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный
портрет. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся
во времени и прстранстве. Это своего рода портреты-биографии. Таковы,
например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус»,
портреты друзей художника Н.Брейнинга, Я.Сикса, многочисленные
автопортреты (более сотни маслом и углем). Рембрандт всегда уделял
большое внимание офорту и рисунку, и вскоре стал крупнейшим мастером
графической техники в Европе. Исполненные им в технике офорта портреты и
пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличались новизной художественных
приемов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени,
выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около двух тысяч
рисунков Рембрандта. Среди них подготовительные наброски, эскизные
рисунки к живописным произведениям, зарисовки сцен повседневной жизни и
рождающихся в его воображении замыслов.
После 1640-х годов личная жизнь Рембранта становится запутанной, хотя
дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно трудно интерпретировать. В
1642 году он нанял няню для Титуса - вдову Гертье Диркс. В 1649 году она
подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, а спустя год оказалась
в тюрьме, причем на содержании художника. Была ли то щедрость с его
стороны или, напротив, он нарочно упрятал Гертье за решетку, этого нам
не суждено узнать. Свидетельница судебной распри - молодая служанка
Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647
года. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком
случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и
возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на
многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо
Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей
Рембрандта и пользовалась его доверием. В 1654 году Хендрикье
забеременела. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре
девушку оставили в покое. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь
Корнелию.
В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Он уже вышел
из моды, но богатые заказчики не переводились. Так что банкротство,
постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного
ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Титус и
Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них,
чтобы их картины не попали в руки кредиторов. Пришлось перебраться на
окраину Амстердама. На фоне подобных человеческих страстей и
неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное
полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж).
Евангельскую притчу о юноше, который ушел из дома, растратил состояние и
жалким, оборванным, униженным вернулся к отцу, художник наполняет
глубоко человеческим содержанием. Благородная идея любви к страдающему
человеку раскрыта здесь в поразительных по жизненной убедительности
образах. Лицо старого полуслепого отца и жест его рук выражают
бесконечную доброту, а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая к отцу,
- искреннее и глубокое раскаяние. Пожалуй, ни одно другое полотно
Рембрандта не вызывает столько глубоких и сострадательных чувств.
Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. В дальнейшем, в последние
годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. Умер
Рембрандт Харменс ван Рейн 4 октября 1669 года в в Амстердаме. |