Якопо Понтормо -
итальянский живописец. Якопо Понтормо (Якопо Карруччи) родился 24 мая
1494 года в Понтормо (Италия). Оставшись без отца в десятилетнем
возрасте, мальчик был отправлен во Флоренцию, ставшую его родным домом.
В ранних работах Понтормо уже просматриваются признаки индивидуальности,
рассказывающие об обостренном восприятии художником окружающего мира.
Одно из его первых весомых произведений - монументальное фресковое
полотно "Встреча Марии и Елизаветы" (1516) создано в стиле, напоминающем
стиль его учителя. Об этом говорит обобщенная интерпретация образов с их
непринужденной пластикой жестов и поз, плавная игра светотени,
замечательная компоновка персонажей. Но, вместе с этим, в картине
отсутствует спокойствие, присущее стилю Андреа дель Сарто - вместо него
просматривается остро выраженное патетическое начало.
Спустя два года, в 1518 году, художник Якопо да Понтормо создает другое
произведение "Иосиф в Египте", полностью противоречащее предыдущей его
работе: здесь брошен вызов основным художественным канонам ренессанса, и
видны попытки мастера создать свой собственный уникальный стиль. В 1519
году Понтормо был получен заказ от, правящей в то время во Флоренции,
семьи Медичи - необходимо было сделать росписи для главного зала их
виллы в Поджо а Кайано. Художник выполнил всего одну композицию
"Аллегория осени", после чего работы были заказчиком приостановлены.
"Аллегория осени" - самое лирическое, полное гармонии произведение
Понтормо. Ни одному из флорентинцев не удалось создать столь
безупречного и эстетичного полотна. Ритмический рисунок, изумляющий
своей воздушностью, мелодичностью и совершенством, гармонично объединяет
восемь персонажей картины, а её цветовая гамма, сочетающая в себе
светлые розово-красные, серо-голубые, бледно-сиреневые и белые тона,
необычайно утонченна и изыскана. Это произведение является исключением в
творчестве художника. Уже следующие его работы - цикл фресок "Страсти
Христовы" (1523 - 1524) наполнены драматизмом, энергичностью и
интенсивностью ритма и отличаются насыщенным колоритом. Спустя два года
картины Якопо да Понтормо вновь поменяли свой стиль - в них стало
присутствовать изысканное свободное начало, названное современниками
термином "манера". Одним из таких произведений является картина
"Положение в гроб". Тела Христа и близких ему людей изображены на
картине в очень светлых, почти прозрачных тонах, поэтому кажутся зрителю
невесомыми и холодными.
В 1530-х годах к власти во Флоренции пришел Козимо Первый, герцог
Флорентийский и Тосканский, превративший её в небольшое самодержавное
княжество, ставшее прототипом абсолютистской монархии 17 столетия.
Понтормо получал от него постоянные заказы значительных объемов: создал
большой ряд аллегорических и мифологических фресок на вилле Карреджи,
занимался росписью алтаря собора Сан Лоренцо, к сожалению, не
сохранившихся до наших дней. Среди дошедших до потомков поздних
произведений Понтормо - "Портрет Козимо Медичи Старшего", "Портрет
юноши" и несколько других работ, отличающихся, свойственной художнику,
выразительностью манеры и эффектностью колорита.
Творчество Понтормо значительно повлияло на многих современных ему
живописцев, в том числе и на его талантливого ученика Аньоло Бронзино.
Скончался Якопо Понтормо 2 января 1557 года во Флоренции. |