Elite-Home

Якопо Понтормо

На главную ║ Назад    Великие художники

 

Якопо Понтормо (Jacopo Pontormo)

 

   Якопо Понтормо - итальянский живописец. Якопо Понтормо (Якопо Карруччи) родился 24 мая 1494 года в Понтормо (Италия). Оставшись без отца в десятилетнем возрасте, мальчик был отправлен во Флоренцию, ставшую его родным домом. В ранних работах Понтормо уже просматриваются признаки индивидуальности, рассказывающие об обостренном восприятии художником окружающего мира. Одно из его первых весомых произведений - монументальное фресковое полотно "Встреча Марии и Елизаветы" (1516) создано в стиле, напоминающем стиль его учителя. Об этом говорит обобщенная интерпретация образов с их непринужденной пластикой жестов и поз, плавная игра светотени, замечательная компоновка персонажей. Но, вместе с этим, в картине отсутствует спокойствие, присущее стилю Андреа дель Сарто - вместо него просматривается остро выраженное патетическое начало.
   Спустя два года, в 1518 году, художник Якопо да Понтормо создает другое произведение "Иосиф в Египте", полностью противоречащее предыдущей его работе: здесь брошен вызов основным художественным канонам ренессанса, и видны попытки мастера создать свой собственный уникальный стиль. В 1519 году Понтормо был получен заказ от, правящей в то время во Флоренции, семьи Медичи - необходимо было сделать росписи для главного зала их виллы в Поджо а Кайано. Художник выполнил всего одну композицию "Аллегория осени", после чего работы были заказчиком приостановлены.
   "Аллегория осени" - самое лирическое, полное гармонии произведение Понтормо. Ни одному из флорентинцев не удалось создать столь безупречного и эстетичного полотна. Ритмический рисунок, изумляющий своей воздушностью, мелодичностью и совершенством, гармонично объединяет восемь персонажей картины, а её цветовая гамма, сочетающая в себе светлые розово-красные, серо-голубые, бледно-сиреневые и белые тона, необычайно утонченна и изыскана. Это произведение является исключением в творчестве художника. Уже следующие его работы - цикл фресок "Страсти Христовы" (1523 - 1524) наполнены драматизмом, энергичностью и интенсивностью ритма и отличаются насыщенным колоритом. Спустя два года картины Якопо да Понтормо вновь поменяли свой стиль - в них стало присутствовать изысканное свободное начало, названное современниками термином "манера". Одним из таких произведений является картина "Положение в гроб". Тела Христа и близких ему людей изображены на картине в очень светлых, почти прозрачных тонах, поэтому кажутся зрителю невесомыми и холодными.

   В 1530-х годах к власти во Флоренции пришел Козимо Первый, герцог Флорентийский и Тосканский, превративший её в небольшое самодержавное княжество, ставшее прототипом абсолютистской монархии 17 столетия. Понтормо получал от него постоянные заказы значительных объемов: создал большой ряд аллегорических и мифологических фресок на вилле Карреджи, занимался росписью алтаря собора Сан Лоренцо, к сожалению, не сохранившихся до наших дней. Среди дошедших до потомков поздних произведений Понтормо - "Портрет Козимо Медичи Старшего", "Портрет юноши" и несколько других работ, отличающихся, свойственной художнику, выразительностью манеры и эффектностью колорита.
   Творчество Понтормо значительно повлияло на многих современных ему живописцев, в том числе и на его талантливого ученика Аньоло Бронзино. Скончался Якопо Понтормо 2 января 1557 года во Флоренции.
   По материалам: http://my-art.biz/.

"Юноша с алебардой", 1530 год. Собрание Стилмена, Нью-Йорк

"Встреча Марии и Елизаветы", 1515 год. Собор Санта Аннунциата, Флоренция

"Иосиф в Египте", 1515-1518 года. Национальная галерея, Лондон

"Мадонна с младенцем, со святыми и городской процессией в Верцайо", до 1529 года. Лувр, Париж.

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru