Камиль Писсарро -
французский живописец. Камиль Жакоб Писсарро родился 10 июля 1830 года
на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда
Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской
республики. Вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу
изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острвоа,
работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 году вновь
приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с
К.Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе.
Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К.Коро и Г.Курбе. В
1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства
пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние
Г.Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе
отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать
свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с живописью.
Во время франко-прусской войны К.Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с
К.Моне пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в
Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся
там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков
или стелили в саду под ноги во время дождя.
По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на
смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные
события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа
возможности покупать картины. В это время К.Писсарро берет под свое
покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они
вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом
в работе с цветом, который, по мнению Писсарро, являлся уникальным
изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать
материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие
мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг
с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно
параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают
звучанию картины определнный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874,
Национальный музей, Стокгольм; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877,
Музей Орсэ, Париж).
Как все импрессионисты, Писсарро любил рисовать город, который пленил
его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света.
Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться
в зависимости от времени года, степени освещенности и т. д. Так,
например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр,
рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в Париже",
1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В своих работах Писсарро удалось
избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно
растворяются в мерцании световоздушного пространства ("Снег в
Лувесьенне, 1872, собрание Пола Розенберга, Нью-Йорк; "Улица в
Лувесьенне, 1873, Музей Орсэ, Париж). Многие его работы отличает интерес
к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому
пейзажу ("Вид на Руан", 1898, Музей Орсэ, Париж).
В конце 1880-х гг. Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом,
но постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать
увиденное и пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник
возвращается к своему прежнему художественному методу. Этой жаждой
достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся
в жанровых картинах, при создании которых К.Писсарро пытался упорядочить
мазок и создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий
долговечный монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881,
Художественный институт, Чикаго; "Девочка с веткой", 1881, Музей Орсэ,
Париж; "Женщина с ребенком у колодца", 1882, Художественный институт,
Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт, Лондон).
Умер Камиль Писсарро 12 ноября 1903 года в Париже. |