Кузьма Петров-Водкин -
российский живописец-символист, график, писатель. Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске 5 ноября
1878 года. Когда мальчику шел третий год, отца забрали в солдаты и
послали служить в Петербург, на Охту. Вскоре туда же перебралась и Анна
Пантелеевна вместе с маленьким сыном. Через два с половиной года
произошло возвращение в Хвалынск, где мать поступила в услужение в дом
местных богачей. Кузьма жил при ней во флигеле. Еще учась в
четырехклассном городском училище, Кузьма познакомился с двумя местными
иконописцами, у которых мог наблюдать за всеми этапами создания иконы.
Под впечатлением увиденного мальчик сделал первые самостоятельные пробы
- иконы и пейзажи масляными красками. В 1893 году Петров-Водкин окончил
училище. Поработав летом в судоремонтных мастерских, юноша к осени
отправился в Самару поступать в железнодорожное училище. Однако он
провалился. В итоге Петров-Водкин оказался в классах живописи и
рисования Ф. Е. Бурова. Здесь Кузьма получил азы живописного искусства.
После смерти Бурова Кузьма вернулся на родину. А далее ему помог случай.
Молодым художником заинтересовался заехавший на время из Петербурга в
Хвалынск архитектор Р. Ф. Мельцер. Мельцеру показали работы юноши,
выросшего на глазах хозяев дома. Пораженный архитектор вызвался помочь
одаренному мальчику поступить учиться в Петербурге. Казарина, со своей
стороны, обещала материальную поддержку.
В июле 1895 года Кузьма приехал в Петербург, а в конце августа выдержал
экзамен в Центральное училище технического рисования барона Штиглица «в
числе первых учеников». Однако не удовлетворенный направлением этой
школы Петров-Водкин в 1897 году перешел в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, где учился в течение семи лет до 1905 года. Из всех
преподавателей наибольшее влияние оказал на него В. А. Серов, о котором
художник с любовью и уважением вспоминал всю жизнь. В училище завязалась
творческая дружба художника с будущими единомышленниками в искусстве -
П. Кузнецовым, П. Уткиным, М. Сарьяном. Еще в годы пребывания в училище
Петров-Водкин весной 1901 года на велосипеде вместе с товарищем
совершает поездку за границу. Он достигает Мюнхена, где берет уроки в
знаменитой школе.
Затянувшаяся учеба в училище объяснялась разными причинами отчасти
необходимостью заработка, но больше страстным увлечением Петрова-Водкина
литературой, отнимавшей много сил и времени. И после окончания училища
он на первых порах настолько захвачен литературным творчеством, что не
сразу делает выбор в пользу живописи. Решающей оказывается встреча с В.
Э. Борисовым-Мусатовым, следуя совету которого Петров-Водкин едет осенью
1905 года для дальнейшего совершенствования в Италию и Францию. Кроме
того, художник побывал в Алжире и во Франции.
Путешествуя, он много наблюдает, много работает, изучает великих
мастеров прошлого и современное искусство. Появляются тысячи рисунков,
сотни этюдов и несколько картин. Петров-Водкин возвращается на родину в
1908 году обогащенный яркими впечатлениями. За границей он женится и
привозит в Россию Марию Иованович. Художник познакомился с ней в 1906
году. Мария была дочерью хозяйки пансиона в Фонтенэ-о-Роз под Парижем,
где жил художник. С тех пор они были неразлучны. Мария Федоровна
выказала необыкновенную преданность мужу. После смерти мужа она сберегла
и затем передала в музеи и архивы большую часть его художественного и
литературного наследия. Они поселяются в Петербурге, где проходит отныне
вся дальнейшая жизнь художника.
В 1912 году Петров-Водкин написал картину «Купанье красного коня»,
принесшую ему громкую известность и вызвавшую много споров вокруг его
имени. Следующая картина, «Мать» (1913), напоминает об увлечении
Петрова-Водкина иконой. Об этом говорит лепка лиц, система пробелов на
локальных цветовых пятнах одежды. Широкая картина родной земли,
пространство, окружающее фигуру, навевают мысль о близости, о единстве
человека с природой. В «Девушках на Волге» (1915) получило последующее
развитие то, что было начато в полотнах, посвященных теме материнства, -
поиски этического идеала, характерных черт духовной и физической красоты
русской женщины. В 1917 году Петров-Водкин создает три картины на
крестьянские темы, подводящие некоторые итоги его поискам последних лет.
Одна из них - «Семья» - развивает линию, начатую картинами «Мать» 1913 и
1915 годов. Необходимо отметить особое умение художника
монументализировать простейшую жанровую сцену, превратить ее в
устойчивый, словно высеченный в камне образ традиционной, дружной
крестьянской семьи, собравшейся возле обедающего отца, чтящей в нем
своего кормильца. Другая картина - «Утро. Купальщицы» - сюжетно
продолжает «Девушек на Волге»; это как бы иная интерпретация, иной
поворот той же темы. В своеобразный цикл входит и одна из самых
поэтичных и философских картин Петрова-Водкина - «Полдень» (1917), в
которой он, следуя традиции раннеренессансных мастеров, в чуть наивной,
трогательной и вместе с тем глубоко продуманной форме дал панораму жизни
русского крестьянина.
Петров-Водкин приветствовал Октябрьскую революцию. С 1918 года он
преподает в Петроградской академии художеств, неоднократно оформляет
театральные постановки, создает много живописных полотен, графических
листов. В 1920 году по живым впечатлениям событий того времени художник
пишет картину «Петроград, 1918 год». В 1918-1919 годах Петров-Водкин
много и напряженно работал и создал целую серию великолепных натюрмортов
«Селедка» (1918), «Розовый натюрморт. Ветка яблони» (1918), «Утренний
натюрморт» (1918), «Скрипка» (1918), «Натюрморт с зеркалом» (1919),
«Натюрморте самоваром» (1920), «Натюрморте пепельницей на зеркале»
(1920), «Натюрморт. Бокал и лимон» (1922), «Черемуха в стакане» (1932).
Особое место занимают портреты дочери художника - Ленушки, появившейся
на свет осенью 1922 года. В течение многих лет Петров-Водкин писал ее
портреты и сцены в детской. Такие картины он написал и во Франции -
«Спящий ребенок» (1924) и «Утро в детской» (1924-1925), куда художник
был командирован для ознакомления с художественным образованием и
учебными пособиями в Западной Европе.
Неоднократно возвращаясь к теме Гражданской войны, Петров-Водкин
стремился к тому, чтобы запечатлеть события в их историческом значении.
Он создает картины «После боя» (1923), «Смерть комиссара» (1927-1928),
«1919 год. Тревога» (1934). В эти последние годы в творчестве
Петрова-Водкина ясно различаются два направления поисков. Одна линия -
поиски экспрессии, психологической напряженности, динамика характеров и
композиций, другая - светлая линия гармоничных женских портретов и
некоторых картин. Акварельный лист «Весна в деревне» (1928) представляет
вторую линию. Художник верен своей мечте о совершенных человеческих
отношениях. Верен он основным принципам своего искусства - убеждать не
рассказом, а эмоциональными средствами самой живописи. В небольшом
акварельном листе он не строит сложной «планетарной» композиции, но
образы любящих приподняты над прозой будней сочными красками,
совершенством и законченностью линейно-пластического изображения».
Во второй половине двадцатых годов у Петрова-Водкина неожиданно открылся
туберкулезный процесс. В 1928-1929 годах болезнь принимает угрожающе
тяжелую форму. Лечение в санаториях под Ленинградом, в Крыму и на
Кавказе реальной пользы не приносит. В течение нескольких лет
Петров-Водкин не мог из-за болезненной реакции легких на запах масляной
краски заниматься живописью. В эти годы он возвращается к давно
заброшенной литературной работе. Он пишет увлекательные
автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Эвкпида»,
«Самаркандия». Умер Петров-Водкин 15 февраля 1939 года в Ленинграде. |