Василий Перов - русский
живописец. Василий Григорьевич Перов (Криденер) родился в Тобольске, 23
декабря 1833 года. Окончив курс в арзамасском уездном училище, был отдан
в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме
копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы в композиции и
в живописи с натуры и написал, между прочим, картину "Распятие"
(находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 году
поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел
наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и Зарянко. В 1856 году, за
представленный в императорской академии художественный этюд головы
мальчика, получил малую серебренную медаль. За этой наградою последовали
другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебренную
медаль, за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году - малую
золотую медаль, за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка,
произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль, за
"Проповедь в селе". Означенные четыре произведения Перова и написанные
им вскоре после того "Проповедь в селе", "Сцена на могиле" (в
Третьяковской галерее, в Москве) и "Чаепитие в Мытищах" (там же), будучи
выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на
публику и показали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым
наследником Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью,
глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на
вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и
технике, чем автор "Сватовства майора".
Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края
на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные
художественные центры Германии и провел около полутора года в Париже.
Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих
местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр",
"Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и
пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных
нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского
быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 году возвратился в Россию
до окончания срока своего пенсионерства.
Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же
направлении, на которое вступил в начале своей артистической карьеры, и
в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших
его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между
первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под
его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у фонтана",
"Монастырская трапеза", "Проводы покойника", "Тройка" (в Третьяковской
галерее), "Чистый понедельник" (там же), "Приезд гувернантки в
купеческий дом" (там же), "Учитель рисования" (у наследников Д.
Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской галерее), "Последний
кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же), "Рыболов" (там же),
"Охотники на привале (там же) и некоторые другие. Четвертая и шестая из
этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за
"Птицелова", в 1870 году, он получил звание профессора. Однако, рядом с
такими замечательными произведениями, порою появляются у Перова картины,
странно задуманные и неудачно исполненные, например "Божия Матерь с
Христом у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того,
он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и
обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать
человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая,
во всяком случае, не составляла его главного призвания.
Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки,
экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но
лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в
их числе - портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф.
Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М.
Достоевского и купца Камынина. Получив в 1871 году место профессора в
московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же
времени к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в
первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые
картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его
предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался
он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем
религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду",
"Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и др.) и, наконец, пристрастился
к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские
христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В
этих последних произведениях Перова еще просвечивает его талант, но уже
не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых
достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны
и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем
художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Василий
Григорьевич Перов пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за
1875 год и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881-1882 годы
несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и
свои воспоминания.
Умер Василий Григорьевич Перов от чахотки, в селе Кузьминках, неподалеку
от Москвы 29 мая 1882 года. |