Бартоломе Мурильо -
испанский живописец. Бартоломе Эстебан Мурильо родился в конце 1617 года
в Севилье (Испания), в семье севильского цирюльника. Мальчик рано
остался сиротой и воспитывался в семье своей тетки, которая и отдала его
в обучение к Хуану де Кастильо, испанскому художнику, писавшему в духе
испанских романистов XVI века. В 1640 году Мурильо отправляется на пять
лет в Мадрид. Здесь молодой художник познакомился с Диего Веласкесом,
благодаря которому получил возможность копировать полотна Тициана,
Рубенса и Ван Дейка в богатейших королевских собраниях живописи.
В ранних произведениях Мурильо, отмеченных сильным влиянием
караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной
жизни. В 1645 году художник получает свой первый крупный заказ - цикл из
11 картин для францисканского монастыря. В настоящее время полотна
разделены между разными собраниями: «Кухня ангелов» (Лувр, Париж),
«Сан-Диего д'Алкала» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид), «Смерть св. Клары»
(Картинная галерея, Дрезден). Для этого цикла характерна некоторая
неловкость композиции, трактовка освещения в духе тенебризма (т.е.
построенного на резких контрастах света и тени). Трактовка сюжетов
опирается на почти средневековую религиозную концепцию, где объективная
реальность совершенно естественно и даже наивно соединяется с чудом. С
1650-х гг. живописная манера Мурильо меняется, становится более мягкой и
легкой. Художник насыщает свои работы золотистой светотенью, его
произведения становятся более живописными (особенно пейзажные фоны).
Мурильо создает целую серию «мадонн» («Мадонна с Младенцем», ок. 1670,
картинная галерея, Дрезден, «Мадонна с четками», «Мадонна с
музицирующими ангелами») и «святых семейств» («Святое семейство с
птицей», «Святое семейство с Иоанном Крестителем», 1655-1660, музей
изобразительных искусств, Будапешт), с проникновенным лиризмом
передающих национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченных
чертами идеализации и сентиментальности. Из картины в картину переходит
изображение Марии в виде прелестной юной андалузки с безупречными
чертами лица и томным взором, устремленным в небеса. Тем же духом
пронизаны и сюжетные композиции художника («Поклонение пастухов»,
«Бегство в Египет», «Поклонение волхвов»). Эти произведения, по праву
принадлежащие к шедеврам барокко, принесли художнику огромную
популярность, ибо изящество, порой доходящее до сентиментального
жеманства, отвечало конформистской набожности того времени.
Помимо «свободного творчества», Мурильо выполняет многочисленные заказы
монастырей, орденов и храмов. В 1665-1666 гг. для церкви Санта-Мария ла
Бланка в Севилье художник исполняет декоративный ансамбль («Сон патриция
Иоанна», «Толкование сна патриция Иоанна папой Либерием», Прадо,
Мадрид), ставший одним из величайших шедевров мастера и по тонкости и
уверенности мазка, и по красоте теплого золотистого колорита,
нюансированного серым и серебристым тонами в изображении пейзажных
фонов. В 1665 году Мурильо принимается за серию крупных фигур святых,
заказанную монастырем капуцинов Севильи (Провинциальный музей изящных
искусств, Севилья). В 1650-1670 гг., выполняя различные заказы, художник
создает целую серию «непорочных зачатий» («Непорочное зачатие»). В
1671-1674 гг. Мурильо исполняет цикл картин для капеллы госпиталя Ла
Каритад в Севилье («Моисей, источающий воду из скалы», «Насыщение пяти
тысяч», «Возвращение блудного сына»); эти произведения особенно
характерны для зрелого творчества художника. В 1681 году Мурильо
начинает работу над декорацией монастыря капуцинов Кадиса, которая из-за
смерти художника так и осталась незавершенной.
Мурильо был одним из величайших живописцев религиозной тематики,
особенно в поздний период творчества, когда он создал целый ряд
трогательных композиций, долженствующих вызывать у верующих умиление и
благочестивый восторг. Это не канонические сюжеты, а повседневные сценки
из жизни маленького Иисуса и святых, которые художнику подсказало его
воображение. Герои этих сценок предстают перед нами как самые
обыкновенные, простые люди - погруженные в повседневные занятия или
проявляющие обычные, всем понятные человеческие чувства («Христос Добрый
Пастырь», «Младенец Христос и Иоанн Креститель с раковиной», «Младенец
Христос, раздающий хлеб пилигримам»). Большое место в творчестве Мурильо
занимают жанровые сцены. Художник создал целую серию картин, с
добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей. Главные
герои этих произведений - симпатичные дети в лохмотьях, которые с
аппетитом уплетают фрукты («Мальчики с дыней и виноградом»), забавляются
с животными («Мальчик с собакой»), торгуют на улице («Продавщица
фруктов»), играют в игры («Игра в кости»). В отличие от многих работ
Мурильо на религиозные темы его лучшие жанровые картины абсолютно не
сентиментальны, в них видна острая наблюдательность художника. И вместе
с тем эти картины проникнуты острым лиризмом и добротой. Действие
большинства из них происходит в трущобах, но их пространство как бы
залито светом. Многие полотна украшены мастерски написанными
натюрмортами; живописная красота фруктов и цветов усиливает ощущение
радости и полноты жизни.
Умер Бартоломе Эстебан Мурильо 3 апреля 1682 года в Севильи. |