Беллини - выдающийся
итальянский художник венецианской школы живописи. Джованни Беллини
родился около 1430 года в Венеции. Он вырос в семье крупного
венецианского живописца, имевшего в городе процветающую художественную
мастерскую. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
Начиная с 1460 года молодой художник начинает помогать отцу и старшему
брату в исполнении художественных заказов. Еще в 1453 году в семью
Беллини на правах зятя вошел знаменитый художник Андреа Мантенья, и
творческое формирование Джованни долго оставалось под его влиянием.
С 1475 года Джованни Беллини работает вместе с отцом и братом над
украшением венецианского Дворца дожей. А когда в 1479 году старший брат
художника уехал в Константинополь с дипломатической миссией, Джованни
официально назначают вместо него руководителем работ. Возвращение из
Нидерландов Антонелло де Мессины, привезшего в Италию секреты масляной
живописи, помогло многим венецианским живописцам познакомиться с этой
техникой. Беллини очень заинтересовали ее художественные возможности, и
он начинает сначала работать в смешанной технике, а потом полностью
переходит на масляную живопись.
В 1483 году Беллини получает официальное звание художника Венецианской
республики. Он был очень известен и почитаем в городе, имел большую
мастерскую, где учились почти все ставшие затем известными венецианские
живописцы, в том числе и великие Джорджоне и Тициан. Джованни Беллини
недаром называли «отцом зенецианской живописи». Кровь искупителя
написана художником в 1460-1465 годах. На этой ранней картине мы видим
художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства
причастия). В центре картины - несущий крест Христос (на картине лишь
придерживающий его).
Преклонивший перед ним колена ангел собирает в чашу сочащуюся из ран
Христа кровь. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Сопоставляя
эти два деяния, художник подчеркивает великую значимость искупительной
жертвы Христа. Об этом же говорит и вознесшийся к небу шпиль
христианской церкви, стоящей рядом с разрушенным языческим храмом. В
трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Силуэт Христа и
пейзаж фона соединены несколько искусственно. Картине недостает
плавности переходов от света к тени, столь свойственных более поздней
живописи Беллини.
Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах. Это произведение
уже зрелого мастера. В центре композиции образ сидящей на лугу молодой
Марии, на коленях которой спящий обнаженный младенец. Прелестно ее
задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигурка
божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает
о близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи. Однако мягкость
светотеней и общая насыщенность цветовой гаммы говорят о том, что
Беллини нашел свой путь в живописи. Прекрасно написанный на заднем плане
пейзаж наделен очевидной символикой. Картина исполнена в смешанной
технике, что позволило художнику сделать контуры мягче, а цвета
насыщенней.
Портрет дожа Леонардо Лоредана был официально заказан Беллини как
художнику Венецианской республики. В этом произведении дож изображен
почти фронтально - вопреки существовавшей традиции изображать лица
портретируемых в профиль, в том числе и на медалях, и на монетах. Четкие
светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок
умного и волевого лица пожилого человека. На ярком сине-зеленом фоне
контрастно выделяется белая с золотом и серебром парчовая мантия. Ее дож
надевал в праздник Сретения - день, когда обручался с морем, принимая на
год власть над Венецией. Работа маслом помогла художнику наполнить
воздухом пространство картины и тем самым сделать образ портретируемого
удивительно живым.
Умер Джованни Беллини в 1516 году в Венеции. |