Гюстав Моро - французский
художник и график. Гюстав Моро родился в Париже 6 апреля 1826 года, в
семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора
Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико. С 1849 года Гюстав Моро начинает
выставлять свои работы в Салоне - выставке живописи, скульптуры и
гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне
Лувра.
С 1857 по 1859 Моро проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и
фрески знаменитых мастеров. Осенью 1859 года Моро возвращается домой и
знакомится с молодой женщиной - Александриной Дюре, работавшей
гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30
лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает
возлюбленной одно из своих лучших полотен - “Орфей у гробницы Эвридики”,
1891. На протяжении 1860–х годов произведения Моро пользуются огромным
успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро
спасителем жанра исторической живописи. В течение всей жизни Моро писал
фантастически пышные, мастерски исполненные в духе символизма композиции
на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты, лучшие из
которых - “Эдип и сфинкс”, 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; “Орфей”,
1865, Музей Лувр, Париж; “Саломея”, 1876, Музей Орсе, Париж; “Галатея”,
1880, Музей Гюстава Моро, Париж. В основе картины “Галатея” - сюжет из
греческой мифологии, повествующий о неразделенной любви циклопа Полифема
к нереиде Галатее. Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в
экзотическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими анемонами,
кораллами и другими окаменевшими растениями. На нее пристально взирает
жутковатое трехглазое чудовище. Мириады подводных растений с их
интенсивной окраской и плавная живописная манера создают в картине
колдовскую атмосферу, похожую на сон. Гюстав Моро был тесно связан с
движением символизма; входившие в него художники отказались от
объективности и натурализма представителей импрессионизма.
В 1888 году Моро избирают членом Академии изящных искусств и спустя
четыре года профессор Моро становится руководителем мастерской в Школе
изящных искусств. В 1890-х здоровье художника резко ухудшилось. Он
подумывает о завершении своей карьеры и возвращается к своим
незаконченным картинам. Одновременно Моро приступает к работе над своим
последним шедевром - “Юпитер и Семела” (1894-1895). Моро хотел сохранить
свои работы для будущих поколений и не желал, чтобы после смерти его
наследие оказалось рассеянным по всему свету. Художник превратил два
верхних этажа дома, купленного его родителями еще в 1852 году, в
экспозиционное пространство и завещал государству дом со всеми
находившимися там произведениями и всем содержимым квартиры. Экспозиция
музея в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых
набросков. Это придает уникальность и необычность коллекции, ощущение
незримого присутствия великого мастера. На данный момент музей
насчитывает около 1200 холстов и акварелей, 5000 рисунков, которые
экспонируются с учетом пожеланий их автора.
Гюстав Моро умер от рака 18 апреля 1898 года в Париже. Похоронен на
кладбище Монпарнас в Париже. |