Анри Матисс - французский
художник. Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года, в Ле Като-Камбрези
на севере Франции. В 1892 году приехал в Париж, где учился в Академии
Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи
ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и
плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им
на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. В Салоне он
выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало
фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов
Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической
японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 году
завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян
поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются
мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на
дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой
передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 году Матисс путешествует
по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца»
(1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о
необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри
Матисса появляются ученики из разных стран.
В 1908 году С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для
собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен
экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С.
Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В
«Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на
различных инструментах. Третье панно - «Купание, или медитация» -
осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед
отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей
обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с
установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет
и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки»
(1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы
эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст
зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном
сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер
(Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора
на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А.
Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей
солнца.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920
году исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского
«Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием
живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается
изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется
мастерами рококо. В 1930 году едет на Таити, работает над двумя
вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия),
которые должны были быть помещены над высокими окнами главного
выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур представлены на
фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового
тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из
цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем
(например, в серии «Джаз», 1944-1947 гг., воспроизведенной впоследствии
в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги,
выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских
постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку
Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая
традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи
заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все
определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Ж. Помпиду). В 1948-1953 гг.по заказу доминиканского ордена работает над
сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической
крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в
капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии.
Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере;
художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично
повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем
изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он
придавал большое значение, - синтез многих предшествующих его исканий.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал
разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал
работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к
зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду,
Париж).
Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных
инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений,
разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и
бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его
отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих
разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь,
перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью
уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных
средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные
созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат
главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты
внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений
исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы,
проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием
восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию
яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса
не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и
законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и
пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются
результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное
ощущение действительности в самой строгой художественной форме.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом,
добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих
интенсивных цветов.
Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. |