Казимир Малевич - русский и
советский художник. Казимир Северинович Малевич родился 23 февраля 1879
года в Киеве. Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению.
В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка
близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В
1895-1896 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной
школе Н. И. Мурашко. С 1896 года, после переезда в Курск, служил
чертежником в техническом управлении железной дороги. Осенью 1905 года
приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище, занятия в
частной студии Ф. И. Рерберга.
Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым:
"Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913).
Весной 1911 года сблизился с петербургским обществом "Союз молодежи",
членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14
экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в
вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича
рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и
фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского
"сезаннизма". На выставках художником был представлен и его собственный
вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни
(полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с
сюжетами из "провинциальной жизни" ("Купальщик", "На бульваре",
"Садовник", все 1911, Стеделик музеум, и др.).
С 1912 года началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и
Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов.
Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма,
получивший название "кубофутуризм": кубистическое изменение формы,
призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи,
соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом . Работа
над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 года
футуристической оперы "Победа над Солнцем" (текст А. Крученых, музыка М.
Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем
как становление супрематизма. В живописи в это время художник
разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм,
иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего
традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную,
трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже
разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в
композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум
своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913; "Авиатор",
"Композиция с Моной Лизой", обе 1914; "Англичанин в Москве", 1914, и
др.).
После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических
лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный
лубок". Весной 1915 года возникли первые полотна абстрактного
геометрического стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм".
Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам,
написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую
бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал
наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому
корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, слово
"супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство",
"доминирование". На первом этапе существования новой художественной
системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство,
доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На
выставке "О,10" в конце 1915 года впервые показал 39 полотен под общим
названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое
произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)"; на этой
же выставке распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом
1916 года Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В
мае 1917 года был избран в совет профессионального Союза
художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации
(молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции
Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную
культурно-просветительную работу. В октябре 1917 года был избран
председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 года московский
Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране
памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей,
в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В марте-июне 1918
года деятельно сотрудничал в московской газете "Анархия", опубликовав
около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному
убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской
Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную
комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым. В результате
расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 года в
Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена
одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку "Мистерии-Буфф" В.
В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 году были
созданы полотна "белого супрематизма", последней стадии супрематической
живописи.
В декабре 1918 года вернулся в Москву. Принял руководство живописными
мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой).
В июле 1919 года закончил в Немчиновке первый большой теоретический
труд "О новых системах в искусстве". В начале ноября 1919 года переехал
в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском
Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. В конце
того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича;
представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних
импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и
алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный,
цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами,
наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период
(1919-1922) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в
те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том
числе несколько вариантов фундаментального труда "Супрематизм. Мир как
беспредметность". В рамках деятельности созданного им объединения
"Утвердителей нового искусства" (Уновис) Малевичем были опробованы
многие новые идеи в художественной, педагогической,
утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.
В конце мая 1922 года переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922
годав преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского
Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и
спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923).
Исполнил первые рисунки "планитов", ставших проектной стадией в
возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг.
возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук).
Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии
переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной
работы института проводил аналитические исследования, занимался
разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также
приступил к изготовлению объемных супрематических построений,
"архитектонов", служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры,
"супрематического ордера", который должен был лечь в основу нового,
всеобъемлющего универсального стиля. После разгрома Гинхука в 1926 году
Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт
истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения
художественной культуры.
В 1927 году уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и
Берлин (29 марта - 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на
которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на
ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая - 30
сентября). 7 апреля 1927 года посетил Баухауз в Дессау, где познакомился
с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий
Баухауза была опубликована книга Малевича "Мир как беспредметность".
Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на
родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так
как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом
в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в
заключении.
В 1928 году началась публикация цикла статей Малевича в харьковском
журнале "Новая генерация". С этого года, готовя персональную выставку в
Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам
своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины
1908-1910; постсупрематические полотна составили второй крестьянский
цикл. В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических
произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну
серию постсупрематических картин составили холсты, где
обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур
использовались для конструирования идеального пластического образа.
В 1929 году преподавал в Киевском художественном институте, приезжая
туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в
феврале-мае 1930 года, была жестко раскритикована - осенью того же года
художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую
тюрьму ОГПУ. В 1931 году создал эскизы росписей Красного театра в
Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-1933
гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество
Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе
русской живописи. В 1933 году возникла тяжелая болезнь, и 15 мая 1935
года Казимир Северинович Малевич скончался в Ленинграде. По завещанию он
был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы. |