Джузеппе Арчимбольдо -
итальянский живописец, декоратор. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527
году в Милане, в патрицианской семье. Его отец был владельцем шпалерной
мастерской. Хотя в Италии знатное происхождение и занятие искусством
ради заработка прекрасно совмещались, многие небогатые дворяне отдавали
сыновей в ученики к живописцам и золотых дел мастерам. Джузеппе не нужно
было искать учителя за пределами дома - образование он получал здесь же.
«Базовые» навыки в любой художественной мастерской были универсальны:
составление красок и лаков, подготовка досок и холстов, рисунок углем и
свинцовым карандашом, гравировка, лепка из воска и глины - чтобы,
перейдя из статуса ученика в статус «подмастерье», юноша сам мог решить,
к чему способен. Не известно когда Джузеппе получил звание мастера, но в
1549 году его имя, вместе с именем отца упоминается в ряду художников,
украшавших Миланский собор. От этой работы сохранилось лишь несколько
витражей - житие св. Екатерины да шпалерные эскизы.
В 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был призван Максимилианом, сыном
императора Фердинанда I в Вену. Поприще его ожидало достаточно важное -
должность портретиста-копииста. Это была не случайная прихоть - когда-то
молодой Джузеппе расписал для Фердинанда несколько гербовых щитов.
Теперь Арчимбольдо имел многообещающий список умений, в который входило
и «преискусное писание людей и животных» и создание рисунков для шпалер
и росписей, и алтарная живопись, и витражи, и эскизы ювелирных
украшений, и декорации для празднеств церковных и светских. Каких знаний
требовало время от придворного художника, мы можем судить по письму
Леонардо да Винчи, добивавшегося места при дворе Лодовико Моро. Этот
документ напоминает резюме военного инженера, а не мастера кисти. Помимо
своих живописных талантов, художник предлагает Моро услуги по постройке
мостов, возведению фортификационных сооружений и отливке артиллерийских
орудий.
Возможно, именно в создании костюмов и праздничных декораций стоит
искать начало новаторств Арчимбольдо. Особым увлечением конца
Возрождения были всевозможные аллегории - времён года, стихий, чувств,
ремёсел. Судя по сохранившимся акварельным эскизам, художник создал не
одну Флору при помощи цветов живых и шёлковых, и украсил плющом и
виноградными гроздьями множество Помон и Вакхов, прежде чем ему пришло в
голову вовсе убрать из «аллегорий» человеческую плоть. Стиль «составных
аллегорий» был издавна известен на Востоке - в Иране и Индии. В таких
картинах «главное» изображение создавалось с помощью сплетённых фигур
людей, зверей и птиц - в этом стиле выполнен рисунок, изображающий
Кришну на слоне, составленном из тел девяти возлюбленных бога. Для
Европы загадочные картины Арчимбольдо стали откровением.
Предположительно, первыми работами в новом стиле стала серия «Времена
года» - четыре профильных поясных изображения, сияющих яркими красками
на глухом чёрном фоне. Весна, чье лицо возникает из роз и цветов яблони,
Лето, с глазом-вишней, показывающее в улыбке ровные зубы-горошины,
увенчанный виноградом крепыш-Осень, с ухом-волнушкой, закутавшийся в
дерюгу старик-Зима, с чешуйчатой кожей-корой. Живописные аллегории
восхитили короля и двор. За время службы художнику пришлось копировать
«Времена года» пять раз. В 1564 году сменивший на троне отца император
Максимилиан II даровал художнику звание «Мастера Празднеств». Служение
при императорском дворе растянулось на 26 лет. Арчимбольдо покинул Прагу
в 1587 году. Уже из Милана, в ответ на требования императора вернуться,
он послал Рудольфу «Вертумна» - возможно, лучшее своё произведение.
Джузеппе Арчимбольдо скончался в Милане 11 июля 1593 года. И как многие
мастера, чрезвычайно славные при жизни, был очень быстро забыт.
Созданный им стиль вызвал всплеск подражаний - «арчимбольдесок» (подобно
тому, как очарование улыбки Леонардо породило «леонардески»). |