Мазаччо - итальянский
живописец. Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) родился 21 декабря
1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно (Италия). Первые упоминания о Мазаччо
как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во
Флоренцию. По-видимому, там он учился в одной из самых известных
мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо.
В январе 1422 года, когда ему едва исполнилось 20 лет, Мазаччо поступает
во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей, в которую входили и
живописцы. Мазаччо встречает Мазолино да Паникале, который был на 20 лет
старше молодого художника. Они вместе работают над алтарной картиной
"Мадонна со св. Анной" для ц. Сант-Амброджо, а также над циклом фресок
из жизни св. Петра, заказанным одним из членов семьи Бранкаччи (1424)
для одноименной капеллы в ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.
Однако Мазолино нельзя считать учителем Мазаччо в традиционном смысле
этого слова. В самом деле, в своих первых произведениях Мазаччо
абсолютно противоположен Мазолино. Его темперамент противостоит
чувствительному и нежному миру Мазолино, который, наряду с Старниной и
Лоренцо Монако, был самым характерным представителем поздней готики и
раннего кватроченто во Флоренции. В совместных работах Мазаччо и
Мазолино именно Мазолино попадает под влияние своего юного соавтора,
который навязывает ему свое новое видение перспективы и человека. В
"Мадонне со св. Анной" Мазаччо пишет фигуру Мадонны с младенцем, которая
согласно иконографии должна была занимать второстепенное положение. Но
именно эта группа своей значимостью имеет физическое и нравственное
превосходство в композиции, в то время как образ св. Анны, созданный
Мазолино, исполнен кротости - трон святой окружен хрупким и грациозным
венком ангелов. Один из ангелов (второй справа) написан в более
интенсивных тонах и более точен в жестах, в чем можно видеть выражение
новой уверенной манеры Мазаччо.
Учителями Мазаччо в его ранний период были не художники поздней готики
(несмотря на то что многие самые элегантные мастера "интернациональной
готики" - Старнина или великий Джентиле да Фабриано - работали именно во
Флоренции между 1422 и 1426), а два крупнейших представителя тосканского
Ренессанса в архитектуре и скульптуре - Брунеллески и Донателло. У
Брунеллески Мазаччо заимствовал четкое перспективное построение, что
видно во фреске "Троица" из ц. Санта-Мария Новелла. Новое осознание
человеческой личности, характерное для статуй, исполненных Донателло для
ц. Орсанмикеле и колокольни флорентийского собора (св. Георгий, пророк
Иеремия, Дзукконе), присуще фигурам, окружающим Христа в сцене "Чудо со
статиром" и в торжественных явлениях св. Петра в других сценах цикла
капеллы Бранкаччи. Если Мазаччо и вспоминал о творчестве какого-либо
живописца, то этим мастером был, безусловно, Джотто.
Когда в конце XIX века происходил процесс обновления истории искусства,
личности двух мастеров, работавших в капелле Бранкаччи, оставались
неопределенными до такой степени, что большая часть произведений
Мазолино была приписана Мазаччо. Четкое различие между художниками
сделал Лонги (1940), который определил в алтарной картине "Мадонна со
св. Анной" и во фресках капеллы Бранкаччи степень участия Мазаччо,
который навязал Мазолино строгое видение перспективы в "Воскрешении
Тавифы" и в "Исцелении калеки", фоном которых служит точное изображение
флорентийской улицы того времени. Чтобы увидеть различие в манере двух
художников, достаточно сравнить две сцены, изображенные на пилястрах по
обе стороны от входа в капеллу Бранкаччи. В "Грехопадении" Мазолино Адам
и Ева - это нежные образы, ласкаемые светом; герои не переживают никакой
драмы, не сознают никакой вины. В "Изгнании из рая" Мазаччо, напротив,
показана величайшая человеческая драма, выраженная в искаженном лице Евы
и стыдливой позе Адама с опущенной головой, скрывающей его лицо;
освещение делает эту сцену еще более жалкой. Периодизация творчества
Мазаччо, ограниченного узкими рамками (1422-1428), и до сих пор вызывает
множество споров, в частности о продолжительности сотрудничества Мазаччо
и Мазолино в капелле Бранкаччи. Лонги считает, что уже в 1425 году
художник работал с Мазолино и в этом же году совершил с ним поездку в
Рим. Этим временем датируется начало работы над "Триптихом" Мазолино для
ц. СантаМария Маджоре в Риме - участие Мазаччо подтверждается здесь
манерой исполнения одной из створок ("Св. Иероним и Иоанн Креститель",
Лондон, Нац. гал.).
По возвращении во Флоренцию Мазаччо самостоятельно начинает роспись
капеллы, а Мазолино отправляется в Венгрию, приглашенный на службу к
Пиппо Спано. Второй раз Мазаччо прерывает работу, отправившись в Рим,
где вскоре умирает (осенью 1428 года). |