Elite-Home

Мазаччо

На главную ║ Назад    Великие художники

Мазаччо (Masaccio)

 

   Мазаччо - итальянский живописец. Мазаччо (Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди) родился 21 декабря 1401 года в Сан-Джованни-Вальдарно (Италия). Первые упоминания о Мазаччо как о художнике относятся к 1418 году, когда юный художник приехал во Флоренцию. По-видимому, там он учился в одной из самых известных мастерских живописи того времени у Биччи ди Лоренцо.
   В январе 1422 года, когда ему едва исполнилось 20 лет, Мазаччо поступает во флорентийскую гильдию врачей и аптекарей, в которую входили и живописцы. Мазаччо встречает Мазолино да Паникале, который был на 20 лет старше молодого художника. Они вместе работают над алтарной картиной "Мадонна со св. Анной" для ц. Сант-Амброджо, а также над циклом фресок из жизни св. Петра, заказанным одним из членов семьи Бранкаччи (1424) для одноименной капеллы в ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Однако Мазолино нельзя считать учителем Мазаччо в традиционном смысле этого слова. В самом деле, в своих первых произведениях Мазаччо абсолютно противоположен Мазолино. Его темперамент противостоит чувствительному и нежному миру Мазолино, который, наряду с Старниной и Лоренцо Монако, был самым характерным представителем поздней готики и раннего кватроченто во Флоренции. В совместных работах Мазаччо и Мазолино именно Мазолино попадает под влияние своего юного соавтора, который навязывает ему свое новое видение перспективы и человека. В "Мадонне со св. Анной" Мазаччо пишет фигуру Мадонны с младенцем, которая согласно иконографии должна была занимать второстепенное положение. Но именно эта группа своей значимостью имеет физическое и нравственное превосходство в композиции, в то время как образ св. Анны, созданный Мазолино, исполнен кротости - трон святой окружен хрупким и грациозным венком ангелов. Один из ангелов (второй справа) написан в более интенсивных тонах и более точен в жестах, в чем можно видеть выражение новой уверенной манеры Мазаччо.
   Учителями Мазаччо в его ранний период были не художники поздней готики (несмотря на то что многие самые элегантные мастера "интернациональной готики" - Старнина или великий Джентиле да Фабриано - работали именно во Флоренции между 1422 и 1426), а два крупнейших представителя тосканского Ренессанса в архитектуре и скульптуре - Брунеллески и Донателло. У Брунеллески Мазаччо заимствовал четкое перспективное построение, что видно во фреске "Троица" из ц. Санта-Мария Новелла. Новое осознание человеческой личности, характерное для статуй, исполненных Донателло для ц. Орсанмикеле и колокольни флорентийского собора (св. Георгий, пророк Иеремия, Дзукконе), присуще фигурам, окружающим Христа в сцене "Чудо со статиром" и в торжественных явлениях св. Петра в других сценах цикла капеллы Бранкаччи. Если Мазаччо и вспоминал о творчестве какого-либо живописца, то этим мастером был, безусловно, Джотто.

   Когда в конце XIX века происходил процесс обновления истории искусства, личности двух мастеров, работавших в капелле Бранкаччи, оставались неопределенными до такой степени, что большая часть произведений Мазолино была приписана Мазаччо. Четкое различие между художниками сделал Лонги (1940), который определил в алтарной картине "Мадонна со св. Анной" и во фресках капеллы Бранкаччи степень участия Мазаччо, который навязал Мазолино строгое видение перспективы в "Воскрешении Тавифы" и в "Исцелении калеки", фоном которых служит точное изображение флорентийской улицы того времени. Чтобы увидеть различие в манере двух художников, достаточно сравнить две сцены, изображенные на пилястрах по обе стороны от входа в капеллу Бранкаччи. В "Грехопадении" Мазолино Адам и Ева - это нежные образы, ласкаемые светом; герои не переживают никакой драмы, не сознают никакой вины. В "Изгнании из рая" Мазаччо, напротив, показана величайшая человеческая драма, выраженная в искаженном лице Евы и стыдливой позе Адама с опущенной головой, скрывающей его лицо; освещение делает эту сцену еще более жалкой. Периодизация творчества Мазаччо, ограниченного узкими рамками (1422-1428), и до сих пор вызывает множество споров, в частности о продолжительности сотрудничества Мазаччо и Мазолино в капелле Бранкаччи. Лонги считает, что уже в 1425 году художник работал с Мазолино и в этом же году совершил с ним поездку в Рим. Этим временем датируется начало работы над "Триптихом" Мазолино для ц. СантаМария Маджоре в Риме - участие Мазаччо подтверждается здесь манерой исполнения одной из створок ("Св. Иероним и Иоанн Креститель", Лондон, Нац. гал.).
   По возвращении во Флоренцию Мазаччо самостоятельно начинает роспись капеллы, а Мазолино отправляется в Венгрию, приглашенный на службу к Пиппо Спано. Второй раз Мазаччо прерывает работу, отправившись в Рим, где вскоре умирает (осенью 1428 года).
   По материалам: http://bibliotekar.ru/.

"Распятие", 1426 год. Музей Каподимонтен, Неаполь

"Чудо со статиром", около 1427-1428 года. Флоренция, церковь Санта Мария дель Кармине

"Святой Петр, исцеляющий своей тенью", 1427 год. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

"Мадонна с младенцем и ангелы", 1426 год. Национальная галлерея, Лондон

 

На главную ║ Назад    Великие художники

Рейтинг@Mail.ru