Леонардо да Винчи -
итальянский художник, изобретатель, архитектор, инженер. Леонардо ди сер
Пьеро да Винчи 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи,
недалеко от Флоренции, в семье богатого флорентийского нотариуса.
Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо
во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная
практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с
астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов
молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении”
Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так
называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего
Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью,
иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью
передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных
наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в
различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и
др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному
гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и
движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное
соответствие с духовной атмосферой композиции.
В 1481 или 1482 году Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю
Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера,
гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал
над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная
модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана
французами в 1500). В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну
в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511,
Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении
причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль
духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В
трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись
“Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время
работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой -
сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована),
знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое
этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности
композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство,
в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в
гармоничной уравновешенности форм.
Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные
варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма,
оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После
падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах
(1500-1502, 1503-1506, 1507 - Флоренция; 1500 - Мантуя и Венеция; 1506,
1507-1513 - Милан; 1513-1516 - Рим; 1517-1519 - Франция). В родной
Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо
“Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с
картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового
времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр,
Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и
человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически
обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. К поздним
произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем
Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в
области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального
построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр), где
несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании
кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с
изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”,
итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека,
Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий
сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных
процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи
являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки
из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти
мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на
европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре
искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как
универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления
разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят
нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность
оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности,
Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого
художника, для которого искусство не было главным делом жизни.
Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с
течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти
такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его
крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого
представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как
многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в
сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи
пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания,
являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое
принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной
работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой
художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в
нерасторжимом единстве.
Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания
Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный
ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного
опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин,
подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над
влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к
утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных
принципов воздушной перспективы . Изучая устройство глаза, Леонардо да
Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В
анатомических рисунках он заложил основы современной научной
иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. И как контраст с
этой полной высшего напряжения творческой деятельностью - жизненная
судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью
найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому,
когда французский король Франциск I предложил ему место придворного
живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во
Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к
культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при
дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер.
Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он
скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Неутомимый
ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал
общепризнанным символом эпохи Возрождения. История зарождения эпохи
итальянского ренессанса. |