Фернан Леже - французский
живописец и скульптор. Жозеф Фернан Анри Леже родился 4 февраля 1881
года в нормандском городе Аржантан на севере Франции, в семье
нормандского крестьянина. Его отец занимался разведением домашнего скота
и очень рано умер. А мать, которую Фернан бесконечно любил, не совсем
понимала его стремление во что бы то ни стало быть художником. Он
окончил городской колледж, а затем церковную школу в Теншебре, и в
шестнадцать лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канн учиться
архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал
чертежником у архитектора, служил при 2-м саперном полку в Версале.
Только в 1903 году он начал серьезно изучать живопись в Школе
декоративного искусства, в свободных студиях Школы изящных искусств, где
он учился у живописца Габриэля Феррье и скульптора Леона Жерома, и в
академии Жюлиана. У него появилась возможность посещать Лувр и
знакомиться с творчеством известных мастеров. Вместе с Андре Маром
Фернан снял мастерскую, где мог заниматься живописью, одновременно он
подрабатывал у архитектора и фотографа. Первые его картины "Сад моей
матери" и "Портрет дяди", написанные в 1905 году, выполнены под влиянием
Андре Мартена, очень броско, пастозно. Позже Фернан Леже испытал влияние
фовизма и сезанновской конструктивной трактовки формы.
Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице
Пассаж-де-Данциг в отеле "Ля Рюш" ("Улей"). Там в то время жила целая
колония художников - Архипенко, Лоране, Шагал, Сутин, Робер Делоне и
писателей - Макс Жакоб, Аполлинер, Блез Сандрар. Огромное впечатление на
Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Он и сам
начал выставляться, в 1908 и 1909 годах посылал свои работы, написанные
на острове Корсика, на выставки Осеннего салона, а рисунки - на выставку
1910 года. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все
свои старые полотна. Теперь, когда в его работах все более строго
подчеркивался объем, он приступил к серии работ "Контрасты формы" и
выставил свои работы на выставке Независимых. Гвоздем Салона стало
полотно Фернана Леже "Обнаженные в лесу", над которым он работал целых
два года (1909-1911). Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям
французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток
цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он " пытался наращивать
усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих
концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые
впоследствии стали основой почти всех его композиций,- напоминающие
детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные,
деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был
особенным. Именно тогда познакомился он со своей первой женой,
"велосипедисткой" Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что
позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он
работал всю жизнь. О нем много писали, и сам он читал лекции. Одна из
них - "Источники живописи и ее изобразительная ценность" - имела
особенно громкий успех. Леже считал себя последователем Сезанна,
подчеркивал, что, используя "живописные контрасты цветов, линий, форм",
можно "от интенсивного реализма" перейти к познавательному. Начало
Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление
газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую
работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь
небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Лишь
демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность
работать. В 1922 году он признавался: "Три года без единого мазка
кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой
реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет,
принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только
чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие
компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости
палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в
потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня
сформировала война". Темой его композиций делаются различные механизмы,
машины и люди в городе ("Механик в цехе", "Акробаты в цирке", "Двое
рабочих на лесах", "Город" и др.).
В 1925 году он провозгласил свою идею ввести цвет не только в
экстерьеры, но и интерьеры жилья, банков, больниц, заводов, таким
образом создавая архитектоническое пространство. Он мечтал о том, чтобы
картины стали своеобразной противоположностью стене. "Я люблю формы,-
признавался он,- навязанные нам современной промышленностью, и использую
их: сверкающие тысячами бликов стальные конструкции, гораздо более
тонкие и прочные, чем так называемые классические сюжеты". С увлечением
сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в
создании фильма "Колесо" (режиссер Абель Ганс) и др. При содействии
операторов он в 1924 году снял свой фильм "Механический балет". В
1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм,
создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме
из вертикально срезанных плоскостей ("Зонтик и шляпа-котелок", "Гармонь"
и др.). В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году,
начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь
сказалось несомненное воздействие кинематографа). В созданных в это
время композициях "Листья и раковины", "Натюрморт с тремя ключами" и
других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо
поддерживают друг друга. Потом художника увлекла монументальность
образов. В 1933 году вместе с Ле Корбюзье Фернан Леже ездил в Грецию,
где принял участие в Международном конгрессе современной архитектуры. В
1932-1935 годах Фернан Леже преподавал в Академии "Большой хижины" и с
помощью своей ученицы - белорусской художницы Нади Ходасевич, которая в
свое время брала уроки у Казимира Малевича, начал вести свою собственную
студию. Выставки Фернана Леже экспонировались по всему миру, в 1936 году
он получил признание в Америке.
Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно
отозвались в душе Фернана Леже. Он был вынужден переезжать из города в
город, а затем вообще эмигрировал в США, где ему предложили возглавить
кафедру в Йельском университете, а потом в Колледже Миллса в Калифорнии.
За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из
них - это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен,
привезенных в эмиграцию. Как он сам признавался, возможно, под
воздействием климата или ритма жизни, в Америке он работал несколько
быстрее, чем раньше. Фернан Леже делал проекты театральных декораций,
эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра,
проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с
Мари Келлери). Когда-то, наблюдая за тем, как докеры Марселя,
забавляясь, толкали друг друга в воду, Фернан Леже решил провести
своеобразный эксперимент - образно переосмыслить человека в
пространстве, в момент полета. "Ныряльщики на желтом фоне", "Акробаты в
сером", "Танец" и похожие на каллиграфические знаки "Большие черные
ныряльщики" - это все звенья одной цепи. Темами многих его композиций в
это время стали цирк и народный оркестр. В самых разных вариантах
изображает Фернан Леже велосипедистов - "Прекрасные велосипедистки",
"Большая Жюли", позже - "Два велосипедиста", "Досуги". Фернан Леже
получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не
только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю
мечту - объединил в одной огромной картине "Большой парад" разные
изобразительные средства.
После смерти первой жены - Жанны рядом с ним рука об руку шла его
ученица, белорусская художница Надя Ходасевич, картины и наброски
которой всегда вдохновляли его. Когда в феврале 1952 года один
французский художник спросил у Нади, правда ли, что она выходит замуж за
Фернана Леже, она с гордостью ответила: - Я выхожу замуж за труд. Они
прожили вместе всего несколько лет - умер Фернан Леже 17 августа 1955
года в Жиф-сюр-Иветт. |