Архип Куинджи - русский
живописец. Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в
Мариуполе в семье сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в
большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви,
потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески,
затем недолго посещал городское училище. С ранних лет проявилось у него
влечение к живописи; он рисовал, где только мог, на стенах, заборах и
обрывках бумаги. Побывав ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и
Петербурге, он пишет большую картину: "Татарская сакля в Крыму", которую
выставляет на академической выставке в 1868 году, и становится
вольнослушателем академии. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе
поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на
международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же
1873 году он выставляет в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в
Петербурге - "Ладожское озеро". В 1874 году на выставке товарищества
передвижных выставок Куинджи выставляет "Забытую деревню", в 1875 году -
две: "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году - знаменитую "Украинскую
ночь". Критики единодушно оценивают выдающиеся достоинства его работ. В
1878 году "Украинская ночь", вместе с "Видом на остров Валаам" и
"Чумацким трактом", появляется на всемирной выставке в Париже. В 1878
году выставляет "Лес" и "Вечер в Малороссии", возбудивший массу споров и
создавший много подражателей.
В 1879 году Куинджи выставляет "Север", "Березовую рощу", "После грозы";
в том же году Куинджи покинул выставки товарищества передвижников. В
1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной
своей картины: "Ночь на Днепре"; выставка эта имела успех небывалый, о
ней писали не только обычные художественные критики, но и Полонский,
Страхов, Менделеев, Тургенев. В том же году картина была выставлена в
Париже. В 1881 году, также отдельно, Куинджи выставил "Березовую рощу",
имевшую столь же крупный успех, а в 1882 году "Днепр утром" вместе с
"Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до самой
смерти своей Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х
годов никому и не показывал.
С 1894 по 1897 гг. Куинджи был профессором-руководителем высшего
художественного училища при Академии Художеств. В 1904 году он принес в
дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 году
пожертвовал художественному обществу от своего имени 150000 рублей и
свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для
премии по пейзажной живописи. В академии Куинджи сошелся с Репиным , В.
Васнецовым и другими и вместе с ними примкнул к группе передвижников;
для этого периода наиболее характерны его "Осенняя распутица", "Забытая
деревня" и "Чумацкий тракт", хотя в последней уже замечается уклонение
от тщательного выписывания деталей и стремление к обобщению.
"Украинская ночь" знаменует перелом в творчестве Куинджи. Куинджи смело
пролагал путь к импрессионизму; он сам говорил, что художник - тот, кто
умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Его увлекал прежде всего
световой эффект, его целью была передача впечатления от света; он изучал
законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света. Иной раз
погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам;
манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской
живописи громадна; он был первым вполне самобытным русским
импрессионистом. Несмотря на то, что с 1882 года Куинджи ничего не
выставлял, он много работал в своей мастерской и глубоко интересовался
искусством; близкое участие принимал он и в выработке нового устава
Академии Художеств; вступив в руководство пейзажным классом, он, пробыв
профессором всего три года, создал целую школу художников.
Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии;
много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Человек
исключительной доброты, он стремился помочь своим ученикам и товарищам и
советом и материально; его мечтой было освободить художника от власти
рынка, дать ему возможность развить свой талант вне тяжелых материальных
забот. Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им
премии; той же цели должно было служить и общество его имени,
обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись
сами художники. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц; все
оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое
некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. "Ночь на
Днепре" находится у великого князя Константина Константиновича ,
"Березовая роща" и "Степь" - в коллекции Терещенко в Киеве; в
Третьяковской галерее в Москве находятся: "На острове Валааме", "Забытая
деревня", "Степь", "Чумацкий тракт", "Украинская ночь", "Север",
"Березовая роща", "После грозы", "Днепр утром" и "Закат в лесу"; в музее
императора Александра III в Петрограде - "Вечер в Малороссии", "Туман на
море", "Радуга" и эскизы.
Скончался Архип Иванович Куинджи 11 июля 1910 года в Петербурге.
Похоронен на Смоленском кладбище. |