Камиль Коро - французский
художник, пейзажист. Жан Батист Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в
Париже, в семье преуспевающего коммерсанта. Родители Камиля желали,
чтобы их единственный сын продолжил семейное дело, поэтому после
окончания лицея Коро несколько лет занимался коммерцией. Однако
коммерсант из него вышел никудышный, и в 1822 году отец отпустил Камиля,
назначив ему небольшую ежемесячную ренту. В 1822-1824 гг. Камиль
работает у академических живописцев А. Мишаллона и В. Бертена. Вопреки
академической традиции, Коро начинает работать на пленэре, создавая
непритязательные пейзажи окрестностей Парижа.
Коро много путешествовал. В 1825-1828 гг. художник живет в Италии, в
дальнейшем он еще дважды посещает эту страну, совершает также поездки в
Бельгию, Голландию, Англию и Швейцарию, много ездит по Франции. В
1820-1840 гг. Коро создает жизненно-непосредственные и поэтичные пейзажи
итальянской («Вид Колизея», «Мост в Нарни», «Вид Рима со стороны садов
Фарнезе», «Римская кампанья») и французской природы («Лес Фонтенбло»,
«Шартрский собор»), которые отличаются четкой скульптурностью форм,
строгим светлым колоритом, насыщенностью прозрачным воздухом и ярким
солнечным светом. Зачастую художник объединяет пейзаж с библейскими,
мифологическими, историческими сюжетами («Агарь в пустыне», «Гомер и
пастухи»). Начиная с 1827 года Коро регулярно выставляется в Салоне,
однако его картины не привлекают внимания публики и официальной критики.
Тем не менее в 1846 году художника награждают Орденом Почетного легиона,
а в 1849 году избирают в жюри Салона.
С конца 1840-х гг. Коро живет уединенно, в Париже или в Виль д’Авре,
близ Версаля. В этот период он работает преимущественно в мастерской.
Большинство поздних пейзажей Коро созданы по памяти («Собор в Манте»,
«Дорога в Сен-ле-Нобль близ Дуэ»); изредка художник пишет с натуры
(«Церковь в Марисселе», «Улица в Дарданьи»). В искусстве Коро
усиливаются поэтическая созерцательность, одухотворенность,
элегично-мечтательные нотки. Живопись становится более изысканной,
трепетной, легкой, формы растворяются в серебристо-жемчужной дымке
(«Воспоминание о Мортефонтене», «Дорога в Севр»). Стремясь зафиксировать
мгновенные, изменчивые состояния природы, сохранить свежесть первого
впечатления, Коро предвосхитил поиски художников-импрессионистов. Помимо
пейзажей Коро создает жанровые портреты («Дама в голубом», «Женщина с
жемчужиной», «Цыганка с мандолиной»), мифологические композиции («Орфей,
ведущий Эвридику из царства теней», «Утро. Танец нимф»), пишет
обнаженную натуру («Вакханка у моря», 1865, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк). В 1855 году на Всемирной выставке в Париже Коро была
присуждена большая медаль, однако широкая известность пришла к художнику
значительно позже. Картины, выставленные в Салоне в 1865-1867 гг. имели
грандиозный успех, а за работы, выставленные в 1868 г., Коро получил
медаль II степени.
Жан Батист Камиль Коро умер в Париже 22 февраля 1875 года. |