Фридрих Каспар - немецкий
художник. Фридрих Давид Каспар родился 5 сентября 1774 года в
Грейфсвальде (Германия), в семье мыловара. Он начал брать уроки живописи
в шестнадцать лет, в 1794-1798 гг. учился в Академии художеств в
Копенгагене. Позднее художник жил в Дрездене, где принимал участие в
выставках и познакомился с Рунге. Ранними работами Фридриха были
рисунки, два из которых отмечены в 1805 году первой премией Кружка
веймарских любителей искусства, которым руководил И. В. Гёте. Первое
живописное произведение художника - «Крест в горах».
С 1807 по 1808 гг. создана картина «Теченский алтарь» по заказу
владельца замка Течен в Чехии. Резной крест на вершине скалы - обычный
мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Однако в последних лучах
солнца, которое уже опустилось за край гор, он кажется настоящим
голгофским распятием. Полотно насыщено богословским смыслом, переданным
через земные образы: солнце, скрытое от зрителя, воплощает Бога Отца,
Христос на кресте освещает сумеречный мир Его отражённым светом,
вечнозелёные ели - символ христианской надежды. Картина вызвала
оживлённые споры в обществе. Романтизм как направление в немецкой
живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике. В 1810
году Фридрих отправил на выставку Академии художеств в Берлине две новые
работы - «Монаху моря» (1808-1809 гг.) и «Аббатство в дубовом лесу»
(1809-1810 гг.). Возможно, они входили в живописный цикл «Четыре времени
года», повествующий о жизни монаха-скитальца (излюбленный в те годы
персонаж, романтический идеал человека). Эти картины имели успех, их
приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III, а сам живописец был
избран почётным членом Берлинской академии. Первая картина завораживает
зрителя необъятностью морской дали, Вся композиция состоит из
разноцветных горизонтальных полос почти белый прибрежный песок с
одинокой фигуркой монаха, чёрно-синее море, свинцово-серое, светлеющее в
вышине небо. Основной мотив картины - линия горизонта: её скрывают тучи,
однако соседство тяжёлых волн и подвижного неба выявляет эту линию, и
она уводит взгляд зрителя в глубину. Противопоставление маленькой
человеческой фигурки и лишённой ориентиров панорамы моря и неба создаёт
образ бесконечного пространства. Тема трагической затерянности человека
в огромном мире развита художником во второй картине. В сумерках под
сенью зимних дубов и разрушенной церкви силуэты монахов на сером снегу
почти неотличимы от кладбищенских крестов. В верхней части картины ещё
держится ясный серебристый свет заката, на фоне которого чётко
вырисовываются ветви деревьев и переплёты окна готической руины.
Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее,
она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём - словно видим
перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем
пейзаже с церковью» (около 1811 г.) три башни готического храма, как
будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или
призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие
Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались
только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано
распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.
В 1816 году Фридрих был избран в Дрезденскую академию художеств. Вскоре
он женился и совершил свадебное путешествие на родину, о котором
напоминает великолепный цикл пейзажей Балтийского моря. Перед картиной
«На паруснике» (1818-1820 гг.) каждый невольно делается участником
изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал
себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается
лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки.
Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги Фридрих.
Они смотрят вперёд, туда, где на границе моря и неба возникают шпили
соборов и здания приближающегося порта.
Фигура созерцателя - частый мотив пейзажей Фридриха. Как правило, он
обращён к зрителю спиной: художника интересуют не индивидуальные черты
персонажей, а их общая увлечённость бескрайностью мира. Пространство
картины «Женщина у окна» (около 1822 г.) I-скучная клетка пустой
комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо
глядящей в окно героини. Безымянный мечтатель в живописи Фридриха -
своеобразный двойник зрителя, которому художник предлагает мысленно
занять его место. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы
на острове Рюген» (около 1818 г.). Трое персонажей восхищённо замерли
перед синей далью, открывшейся им в двойной раме из зелёно-жёлтой
береговой растительности и причудливо изломанных линий меловых утёсов.
Один из путников простёрся у края обрыва в позе молящегося - он
заглядывает в пропасть. Глубину пространства подчёркивает резкий переход
от тщательной и чёткой живописи первого плана к далёким волнам,
переданным сочными разреженными мазками. Краски моря постепенно
бледнеют, и оно сливается с небом. В этой космической бездне белеют два
паруса - удаляющийся и приближающийся - в знак того, что стихия всё же
укрощена человеком.
В 1824 году Фридрих получил звание профессора пейзажного класса
Дрезденской академии, но его так и не допустили к преподаванию.
Творчество художника вышло из моды, однако он не намерен был угождать
вкусам обывателей: это означало бы, говорил Фридрих, «погрешить против
своей природы и предать своё время». В те годы он написал картину «Пашня
близ Дрездена» (около 1824 г.). Его романтическая натура проявилась
здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Склон холма заслоняет
от зрителя эффектную панораму города. Художник сосредоточил своё
внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Мягкие,
просветлённые краски, щедро передающие цвет развороченной плугом почвы,
зелень первой травы, золото вечернего неба, создают ощущение весенней
свежести.
С середины 20-х гг. XIX века Фридрих жил замкнуто и одиноко. Задолго до
своей смерти этот художник был забыт зрителями. Умер Фридрих Давид
Каспар 7 мая 1840 года в Дрездене. Его оценили по достоинству только в
начале XX столетия. |