Василий Кандинский -
русский живописец и график. Василий Васильевич Кандинский родился 16
декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта Василия Сильвестровича
Кандинского. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец
управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с
частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился
игре на фортепиано и виолончели. В 1886 году Василий едет в Москву, где
поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив
обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне
Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета
Московского университета.
Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на
проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает
для себя живопись Моне. В том же году принимает на себя художественное
руководство типографией. В 1896 году Кандинский решается оставить
многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он отправляется в
Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа
перестала удовлетворять его потребности. Позднее художник напишет:
«Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с
этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре». В 1900 году
после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский был принят в
Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит,
он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника
были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в
черно-белых тонах, чтобы изучать только форму». Новый учитель помог
преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности
завершить картину». Вскоре Кандинский уже сам становится учителем: с
1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с
художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На
дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но
ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили
понимания. С той поры Кандинский регулярно участвовал в выставках
берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона».
В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с
Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими основал «Новое
объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство.
1904 год - и время появления в Москве его альбома «Стихотворения без
слов» с двенадцатью ксилографиями. Его первая большая картина - «Пестрая
жизнь» датирована 1907 годом.
С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. Окончательно он
привязался к Баварии, открыв для себя деревушку Мурнау, с прекрасным
озером и очаровательными альпийскими лугами, к тому времени относится
начало его дружбы с художником Явленским и Марианной Веревкиной. В
следующем году художник купил себе в Мурнау дом. 1911 год стал для
Кандинского годом расставаний: он развелся с Анной Чимякиной, покинул
группу МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и
рискованное предприятие - объединение «Синий всадник». Обе
организованные ими выставки - 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года
в галерее Гольц в Мюнхене - стали историческими событиями. В вышедшем
тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и
сопоставлялись образцы разных эпох и форм. В то время Кандинский отдает
дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве»
(1912 год) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе -
«Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и
цветными литографиями. «Сражение» - таков был подзаголовок одной из
картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода, который завершился
с началом Первой мировой войны. Кандинский окружным путем добирался до
России с августа до конца 1914 года 22 декабря он оказался, наконец, в
Москве. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны
и революции. Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции.
В феврале 1917 года Кандинский женится на Нине Андриевской, которая была
верна ему в трудные времена, а после его смерти неустанно заботилась о
его наследии. В 1917 году Кандинский создает три программных
произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им
была написана картина «Красная площадь». «Красная площадь» - это символ
города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой
вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая
цветовая перекличка - все это создает ощущение торжественности и
праздничности, высшего накала чувств. Все произведения, созданные
Кандинским в 1916-1917 годах, как «предметные», так и абстрактные,
отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается
ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в
работах этого времени играют линейный и цветовой ритм.
С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не
написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это было
вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от
художников много сил и времени. В июне 1918 года он занял пост в
Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных
художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве
руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в
организации 22 провинциальных музеев. В 1921 году Кандинский был
назначен вице-президентом «Академии художественных наук» (РАХН). И это
далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время. Но с
1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда
«искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце
декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился
в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный
сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В.
Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна
почти нулю.
В июне 1922 года Кандинский перебрался в Веймар и приступил к
преподаванию в знаменитом Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели
совместным трудом преобразовать окружающую человека среду согласно
эстетическим и функциональным принципам. Было основано «Общество
Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну
акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский
вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться
в США. Так понемногу он стал известен на американском художественном
рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок
художника проходило тогда в Европе. После закрытия Баухауза в конце 1924
года в Веймаре, он переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года
были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский
стал руководить мастерской свободной живописи.
Картины Кандинского все чаще выставляются: каждый год между 1927-м и
1932-м в разных странах открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его
произведениями. В 1930 году состоялась первая персональная выставка
художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в
«Галери де Франс». С приходом к власти нацистов Кандинский покинул
Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился
во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под
Парижем. В 1939 году он примет французское подданство. Несмотря на
преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не сдался,
хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной
мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал
возрожденный реализм, из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным
художникам приходилось нелегко.
«Каждый за себя» - такое многозначительное название было дано Кандинским
одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них -
акварель - была названа не менее характерно: «Старт». День художника
по-прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже
пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены.
Парижское время - самый спорный период в творчестве Кандинского.
Творчество этого периода, получившего наименование «синтетического»,
отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи: «Разные
части», «Вокруг круга» (обе - 1940), «Разнообразные действия» (1941).
Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной
сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года
его не стало. |