Якоб Йорданс - фламандский
художник. Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье
торговца тканями. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта,
сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. В 1616
году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как
живописец-декоратор. Гильдия, или корпорация, святого Луки в Антверпене,
о которой так часто упоминается в исторических хрониках голландской
живописи, была основана около 1382 года. Вначале членами этой
корпорации, кроме живописцев и скульпторов, были ювелирных дел мастера,
ткачи, мастера мозаики и цветных стекол. Впоследствии в гильдии
образовалось отделение литературы и риторики. Протоколы гильдии с 1453
по 1736 годы, почти полностью дошедшие до нашего времени, содержат
драгоценный исторический материал по истории фламандской живописи.
Йорданс практически всю свою жизнь прожил в Антверпене, где организовал
большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. В
творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты
фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни,
оптимизм, мощная лепка форм. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна,
тело фигур дышит здоровьем и свежестью, - в особенности женских;
движения персонажей картин сильны и порывисты. Вообще в картинах
Йорданса, как и в произведениях Рубенса, больше мощи и энергии, чем
красоты форм и грации. Композиция картин фламандского художника
свободная и насыщенная, исполнение тоже свободное и быстрое. Йорданс
иногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост.
Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и
меньше чем у Рубенса. Насчитывается до 700 картин Йорданса, их можно
встретить практически во всех известных музеях и галереях.
В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью
предметов, контрастной светотенью , плебейской характерностью
сгруппированных на переднем плане фигур (“Семейный портрет”, около 1615,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Поклонение пастухов”, 1618,
Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. В
лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (“Воспитание
Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “Сатир в гостях у
крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных
искусств, Москва; “Семья Йорданс в саду”, 1621, Музей Прадо, Мадрид;
“Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург),
определились особенности его художественного языка: пристрастие к
полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким
фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и
религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко
нюансированных теплых тонов.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от аллегоричности
и искренней веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе
может присутствовать, например, козлоногий сатир (“Сатир в доме
крестьянина”, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). Почтенный бюргер,
отец семейства может стать королем во время национального фламандского
праздника “трех волхвов”, если найдет в своем куске пирога запеченный
боб, и т.п. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в тех картинах,
в которых преобладают жанровые мотивы; кроме мифологических историй,
художник охотно черпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и
пословицах. С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные
фигурами полотна в духе позднего барокко (панно “Триумф принца Фридриха
Генриха Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
Трудно перечислить даже важнейшие произведения Якоба Йорданса ввиду их
многочисленности и потому ограничимся перечислением только некоторых
картин. “Святой Мартин, исцеляющий бесноватого” (Брюссель); “Поклонение
пастухов”, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен,
Стокгольм), “Сатир и крестьянин” - сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен,
Кассель, Санкт-Петербург); “Пьющий король” (Брюссель, Париж), “Нимфа и
Фавн” (Стокгольм), “Марсий, истязаемый музами” (Амстердам), “Силен”
(Дрезден, Монтобан), “Мистическое обручение святой Екатерины” (Мадрид),
портрет адмирала Рюйтера (Лувр).
В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся десять картин Якоба Йорданса, из
которых некоторые долго приписывались Рубенсу; в их числе - “Отдых
Дианы”, “Пир Клеопатры”, “Семейный портрет”, “Бобовый король”.
Творчество Йорданса во многих отношениях походит на живопись Рубенса,
поэтому многие его картины, почти всегда неподписанные и без указания
даты, были нередко приписаны Рубенсу. После смерти Рубенса Йорданс стал
главой фламандской школы живописи и первым живописцем Фландрии. Якоб
Йорданс также был гравером, но его произведения этого рода
немногочисленны и мало замечательны.
Фламандский художник работал до последних лет жизни. Умер Якоб Йорданс
18 октября 1678 года в Антверпене и был похоронен по протестантскому
обряду в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. |