Жан-Леон Жером -
французский художник. Жан-Леон Жером родился 10 мая 1824 года в Везулье
(Франция). Начальное художественное образование получил в родном городе
и, приехав в 1841 году в Париж, поступил в ученики к П. Деларошу, вместе
с которым, в 1844 году, отправился в Италию, где усердно занимался
рисованием и живописью с натуры. Вернувшись в Париж, работал некоторое
время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была
выставленная в салоне 1847 году картина «Молодые греки забавляются
петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). За нею последовали:
«Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848) и «Греческий
лупанар» (1851) - сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных
черт многостороннего таланта живописца, а именно его уменье смягчать
соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным
отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Подобная же двусмысленная картина художники появилась в салоне 1853 году
под невинным названием «Идиллия». Все эти воспроизведения
древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника
и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде
французских живописцев - группы т. н. «неогреков».
Написанная им в 1855 году картина «Век Августа», с фигурами в
натуральную величину, может рассматриваться только как неудачная
экскурсия в область исторической живописи в строгом смысле слова.
Несравненно больший успех имели «Русские солдаты-песельники» - сцена,
написанная по этюдам, сделанным во время поездки Жерома, в 1854 году,
через Россию в Молдавию. Еще лучше его высоко драматическая «Дуэль после
маскарада» (1857) и появившиеся после поездки художника на берега Нила
«Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне»
(1861). Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом
и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные
лавры в области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших
всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает
свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют
императора Вителлия», «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры»,
«Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Увеличив этими работами свою
уже и без того громкую известность, он обратился на некоторое время
снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника
по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на
молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней
головами казненных беев» (1866) и «Арнауты, играющие в шахматы» (1867);
порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например,
«Людовик XIV и Мольер» (1863), «Прием сиамского посольства Наполеоном»
(1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Начиная с 1870-х гг., творчество Жерома заметно слабеет, так что за
последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его
произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex
Tibicen» (Фридрих Великий; 1874), «Серое преосвященство» (1874) и
«Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). Во всех восточных жанрах
знаменитого художника поражает изящная и добросовестная передача
климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой
обстановки, изученных им при неоднократном посещении Египта и Палестины;
в то же время, в его картинах классической древности можно видеть не
столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени, француженок и
французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди
античных аксессуаров. Рисунок у Жерома - безукоризненно-правильный и
выработанный во всех подробностях; письмо - тщательное, не сухое;
колорит - не блестящий, несколько сероватый, но чрезвычайно гармоничный;
особенно мастерски владеет художник освещением. В последние десятилетия
XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. Посетители Парижской
всемирной выставки 1878 года останавливали свое внимание на двух
вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреон с Бахусом и Амуром».
Умер Жан-Леон Жером 10 января 1904 года в Париже. |