Гюстав Доре - французский
гравёр, иллюстратор и живописец. Поль Гюстав Доре родился 6 января 1832
года в Страсбурге, в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре.
Отец любил читать, и мальчик имел возможность просматривать иллюстрации.
Это в значительной мере пробудило в нем влечение к рисованию. Очень рано
Гюстав стал удивлять всех своими недетскими, почти профессиональными
рисунками. Он начал рисовать в четыре года, а в десятилетнем возрасте
выполнил иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. В 1841 году семья
перебирается в Бур, городок, окруженный богатой природой. Позднее
художник напишет: «Эти зрелища были одними из первых моих живых
впечатлений. Они явились теми сильнейшими импульсами, которые образовали
мой вкус». В 1847 году Доре вместе с матерью снова переезжает, на этот
раз в Париж, где Гюстава определяют в лицей Шарлемань. Здесь получает
хорошее образование. Здесь же он обретает друзей, впоследствии ставших
известными людьми, - Эдмонда Абу (писатель), Ипполита Тэна (историк и
теоретик искусства). Едва поселившись в столице, Гюстав отправляется к
главному редактору «Журналь пур рир» Ш. Филипону с серией рисунков
«Подвиги Геркулеса». Филипон принимает его в число сотрудников с окладом
5000 франков в год. Не получив специального художественного образования, Густав много
времени проводил в залах Лувра, изучая картины старых мастеров, а также
часто работал в Национальной библиотеке, где подолгу рассматривал старые
гравюры.
Большое событие в жизни молодого художника произошло в конце 1847 года,
когда Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса». В
предисловии он написал: «Подвиги Геркулеса» задуманы, выполнены и
литографированы художником пятнадцати лет, который научился рисовать без
учителя и классических штудий. Мы решили сообщить об этом не только с
целью вызвать особый интерес публики к работам юного мастера, но также
отметить начало пути г-на Доре, который, мы верим в это, достигнет
удивительных высот в искусстве».
В шестнадцать лет Гюстав оказался в гуще бурных событий - февральской
революции 1848 года. «Доре был тогда в том возрасте, когда такие
грандиозные события оказывают глубокое воздействие на впечатлительную
натуру, - пишет биограф художника Б. Рузвельт. - Он изучал эти
пульсирующие массы народа и в своем воображении превращал их в
грандиозные картины. Днем и ночью он был на улицах Парижа, молчаливо
следя за каждым эпизодом борьбы». Доре рисует листы: «Луи-Филипп -
экс-король марионеток» и «Организационный Совет Национальной гвардии»,
быстро ставшие популярными.
Гюстав становится самым молодым участником Салона 1848 года с сериями
рисунков «Новый Велизарий», «Союз - сила» и «Сцены из жизни пьяниц». С
той поры Доре почти ежегодно участвует в выставках Салона, экспонируя
как живописные, скульптурные, так и графические произведения.
В 1852 году Доре неожиданно порывает с журналом, чтобы посвятить себя
иллюстрации. Он начинает со скромной работы над оформлением небольших и
дешевых популярных изданий. Художник пытливо ищет свой путь. Уже в
иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя
художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль
в форму конкретного образа.
«Образы, созданные Доре, народны по своей сути, - пишет Л.А. Дьяков. -
Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как
полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в
толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным
пониманием героев как реальных людей...». Гениальные иллюстрации Доре к
«Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной
книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются
большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония
между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не
отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать
неповторимые особенности образного строя произведения.
1854 год для Доре явился не только плодотворным, но и решающим. В этом
году появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец». В 1855 года
художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака. С осени
того же года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к
«Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились
в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.
Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого
художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать
Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем
визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы.
Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы,
воды - сверкать мрачным стальным блеском, а горы - принимать
разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и
пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он
передает с потрясающей убедительностью...». «В 1860-х годах «деревянная
гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре
превратилась в манию, - писал П. Лакруа. - Каждый автор, который писал
книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который
публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре». По
сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков
Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.
Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось
графике, полуденные часы - живописи, вечера - снова графике. Друг
художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел,
как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось
около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок
с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал
двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в
сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая
утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в
течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я
голоден как раз на эту сумму. Пойдем». В 1862 году Доре создает
иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре,
назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор,
увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что
видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в
воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».
Шедевры импровизации, выдумки, остроумия - рисунки для «Приключений
барона Мюнхгаузена» Р.-Э. Распе (1863). В 1863 же году появился большой
цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти
иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.
Умер Поль Гюстав Доре 23 января 1883 года в Париже. |