Оноре Домье - французский
художник-график, живописец и скульптор. Оноре Викторьен Домье родился 26
февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. С 1814 года жил в
Париже, где в 1820-х годах брал уроки живописи и рисунка, овладевал
ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество
Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и
внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому,
участвовал в Революции 1830 года, а с установлением Июльской монархии
стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание
беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную
верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца,
Домье сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с
демократическим движением. Карикатуры Домье распространялись в виде
отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где
сотрудничал Домье (в "Силуэт", "Silhouette", 1830-1831; в основанных
издателем Ш. Филипоном "Карикатюр", "Caricature", 1831-1835, и
"Шаривари", "Charivari", 1833-1860 и 1863-1872). Смело и точно
вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей
(раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном
собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей
("Знаменитости золотой середины", 1832-1833). В 1832 году Домье за
карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был заключён на
полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило
его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения,
мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и
светотени Домье добился в литографиях 1834 года; в них обличаются
бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость
(коллективный портрет Палаты депутатов - "Законодательное чрево"; "Все
мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу");
глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ("Улица
Транснонен 15 апреля 1834 года"); в литографиях "Свобода печати" и
"Современный Галилей" Домье создал героический образ
рабочего-революционера.
Запрещение политической карикатуры и закрытие "Карикатюр" (1835)
вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий
"Парижские типы" (1839-1840), "Супружеские нравы" (1839-1842), "Лучшие
дни жизни" (1843-1846), "Люди юстиции" (1845-1848), "Добрые буржуа"
(1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской
жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер
буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический
образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100
листах серии "Карикатюрана" (1836-1838), рассказывающей о похождениях
авантюриста Робера Макера. В сериях "Древняя история" (1841-1843),
"Трагико-классические физиономии" (1841) Домье зло пародировал
буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических
героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения,
Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому
графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы
срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и
пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи динамика и
сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических
оттенков, движения, света и воздуха. Домье создавал и рисунки для гравюр
на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с
Революцией 1848-1849 годов. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её
врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического
проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке
(1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в
ряде литографий. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный
эскиз "Республика 1848 года" (вариант в Лувре). С этого времени Домье
всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по
тематике и художественному языку живописи Домье нашли воплощение пафос
революционной борьбы ("Восстание", около 1848; "Семья на баррикадах",
Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп
("Эмигранты", около 1848-1849, Музей изящных искусств, Монреаль),
уважение и сочувствие художника трудящимся ("Прачка", около 1859-1860,
Лувр; "Вагон 3-го класса", около 1862-1863, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции
("Защитник", акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье тема
искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и
восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки
эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры
("Мелодрама", около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен; "Криспен и
Скапен", около 1860, Лувр; "Совет молодому художнику", 1860-е годы,
Национальная галерея искусства, Вашингтон). Домье создал ряд портретов,
картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин
посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает
духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот",
около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье особенно сильно
ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций:
героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой
обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых
контрастов; на протяжении 1850-1860-х годов всё напряжённее и
стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится
цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.
В конце 1860-х годов бытовая сатира стала уступать место в литографиях
Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и
колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за
происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-1871 годов
посвящён последний шедевр Домье - альбом "Осада"; аллегорические образы
альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии
поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ("Империя
- это мир", 1870; "Потрясённая наследством", 1871). Огромное наследие
Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше
700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин
критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как
великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
Умер Оноре Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа. |